1 Содержание 1. Целевой раздел Программы 1.1Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Программы……………………. 1.3 Принципы и подходы к реализации Программы………….. 1.4 Характеристика особенностей развития детей подготовительной группы………………………………….. 1.5. Планируемые результаты освоения Программы…………… 1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе………………………………… 2. Содержательный раздел Программы 2.1 Содержание программы, формы и методы 2.2 2.3 2.4 2.5 Способы поддержки детской инициативы в освоении Программы Материально-техническое обеспечение Программы. Взаимодействие с семьями воспитанников Программно-методическое обеспечение образовательного процесса Приложение 1 Приложение 2 3-4 4 4-5 5-7 7-8 8 9-11 11-12 12 12-13 13-14 15-20 21 2 1. 1 Пояснительная записка Введение Программа «Академия финансов» для детей подготовительной группы (6-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой. Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Рабочая программа обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Познавательное развитие». Программа отражает основные положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния. Срок реализации программы – 1 год обучения. Актуальность Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач. В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.) так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников. 3 1.2. Цели и задачи по реализации Программы Цель программы – помочь детям подготовительной группы войти в социальноэкономическую жизнь, способствовать формированию финансово-экономической грамотности. Задачи: Обучающие - сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители; - дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг; - расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»; - создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми; - познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека; - заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – дошкольника. Развивающие задачи: развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность. Воспитательные задачи: воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту. 1. 3. Принципы и подходы реализации Программы Программа построена на следующих принципах: Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата. Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу. Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению. Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок. Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомофизиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Подходы к формированию Программы: - личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. - деятельностный подход, который наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития; - диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных 4 взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений; - средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка. - культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, выбор технологий образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой. Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. И Программа не противоречит этому принципу. Нормативно-правовые документы Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”» Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155 (с изм. на 08.11.2022); Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования по обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Образовательная программа дошкольного образования; Устав; Локально-нормативные акты 1.4 Характеристика особенностей развития детей подготовительной группы В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, 5 например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупательшофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. 6 У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 1.5. Планируемые результаты освоения Программы: Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарноденежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну. В результате освоения программы дети: - адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой); - знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин; -знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья; - понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии); - знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.); - знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия; - адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении; - в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность; - любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других; - бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.); - следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна; - с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость; - проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.); - замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам; - объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка; - проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях; - переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек; - сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе; 7 - с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям. 1.6. Развивающие и оценивающие качества образовательной деятельности по Программе Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников по программе «Дошкольник и экономика» Сформирован: Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость. Частично сформирован: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое. Не сформирован: Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого. 2.1 Содержание программы, формы и методы Программа «Финансовая грамотность», образовательная область «Познавательное развитие» реализуется в подготовительной группе через совместную со взрослыми деятельность. Данный вид деятельности планируется во второй половине дня 1 раз в неделю в игровой форме. Также данный вид деятельности может реализовываться и в самостоятельной деятельности детей. Продолжительность игровой деятельности зависит от индивидуальных особенностей детей, их желаний и возможностей, с учетом принципа индивидуализации образования. Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена ( стоимость), «Реклама»: правда и ложь, разум и чувства, желания и «возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту». Материал программы представлен в четырех разделах-блоках: «Труд-продукт», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту»; в каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды. Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах: - занятия-соревнования, - занятия-путешествия, - занятия-экскурсии, - занятия-викторины и т. д. Занятия по данной программе включают: 1.Ознакомление детей с денежными единицами разных стран. 2.Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки. 8 3.Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион». 4.Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия, Монополит, Лунапарк). 5.Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта). 6.Решение арифметических задач, кроссвордов Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей». Для закрепления сложных экономических понятий можно использовать сказочных персонажей. Например, «поселить» в группе игрушечного мальчика Эконома. Лучшему пониманию материала поможет экономический уголок в группе с экономической картой для путешествий, дидактическими материалами. Перечень базовых финансово-экономических понятий № Понятие 1 Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга 2 Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата 3 Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство Сбережения, копилка, кошелек Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево Долг, должник, займ 4 5 6 Описание 6-7лет Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга. Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические). Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства. Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить. Необходимо разобрать цепочку «продажа-товарцена – покупка» Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если 9 не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. 7 8 9 10 11 План, экономия Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Потребность, капризы, Ребенок должен различать разницу между желание, возможность желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. Торговые предприятия: Ребенок должен изучить, где покупают и продают магазины, киоски, ларьки, разные товары и оказывают услуги. базары, рынки, ярмарки Подарок, реклама Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него. Богатство, бедность, Ребенок узнает, что не все продается и покупается, жадность, щедрость главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Календарно – тематическое планирование Примерный тематический план обучения может быть представлен в следующей последовательности: Тема 1. Труд – основа жизни. Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны? Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем. Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим. Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги. Тема 6. Учимся планировать. Тема 7. Богатство и бедность. 2.2 Способы поддержки детской инициативы в освоении Программы: -Поощряя желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду. - Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы. -Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность. -Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых. Во многом, результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника , побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: - игра, которая является основным видом деятельности детей; - сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; - просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; 10 - музыкальное сопровождение и т. д. Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. Отчет о результатах предоставляется на выставках творческих работ в группе и в ДОУ, на тематических развлечениях, в оформлении предметно — окружающей среды, на родительских собраниях, в публикациях информации на сайте ДОУ 2.2 Материально-техническое обеспечение Программы. Для плодотворного творческого процесса большое значение имеют материально — технические условия, созданные на базе ДОУ: - использование видео, слайдов для просмотра ; - использование музыкального центра ; Широко используются технические средства обучения: телевизор, ноутбук, фотоаппарат. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр; Настольно-печатные игры; Дидактические игры; Лэпбук; Деньги, карточки; Художественная литература; Каталог «Монеты»; Каталог «Профессии»; Кассы; Весы; Корзины; Иллюстрации; В групповой комнате оборудован центр по финансовой грамотности. Развивающая образовательная среда организована в соответствии с основными направлениями развития детей согласно требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормам СанПиН. 2.4 Взаимодействие с семьями воспитанников Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: - Кто и как зарабатывает деньги в семье. - Как формируется семейный бюджет. - Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. - Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. - Как научиться экономить деньги. Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности. С этой целью ДОО должна: быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребенка; предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»; разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ; предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности; 11 по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками. Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить. Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам. Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка. Основные направления и формы работы с родителями Направления Формы работы Информационное Тематические стенды, консультации, создание библиотеки. Познавательное Создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки. Досуговое Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми. Аналитическое Анкетирование, личные беседы, анализ мнений и запросов родителей. 2.5 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса 1) Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019 2) Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019 3) Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с. 4) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. 5) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТАПРЕСС, 2019. 6) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с. 7) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с. 8) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019 12 9) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. Обучающий видеоконтент Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. Мультфильм Фиксики – Деньги Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977 «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей) Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень» Мультсериал «Навигатум»: «Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог» Приложение 1 Перспективный план 13 № п/п 1 2 Тема Содержание образовательного Педагогические мероприятия технологии Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей» Труд – основа Трудиться означает что-то делать, Беседа, игра-соревнование жизни созидать для себя, на благо своей папка-передвижка «Наша семьи, близких людей, друзей, семья трудится», домашних питомцев и пр. тематический стенд о Любой труд – это хорошо, сидеть труде без дела – это плохо. Домашний труд. Виды домашнего труда. Любой труд Беседа, игра-соревнование – это хорошо, сидеть без дела – это «Мои домашние плохо. обязанности 3 Работать и зарабатывать 4 Все работы хороши, выбирай на вкус (1) 5 1 2 3 4 Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» Труд во благо Закрепление материала. Итоговое мероприятие по теме Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» Как придумали Деньги – мера оценки труда Беседа, чтение, деньги (вознаграждение за проделанную разгадываем загадки, работу), универсальное средство рассказ обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Какие бывают Виды денег (монеты, банкноты). Социо-игровая технология деньги (работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы» Как выглядят Изготовление денег: печать, Беседа, исследование, деньги и откуда чеканка. чтение,– придумываем берутся деньги для группы. Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали» Как деньги Труд и доходы. Беседа, обсуждение, игра попадают к нам в Вознаграждение за честный труд. «Как потопаешь, так и дом. полопаешь» 14 5 Трудовая денежка всегда крепка 6 Образовательный Веб-квест «Путешествие с веб-квест Гномом по Денежному «Путешествие с городу» Гномом Экономом» Откуда берутся Закрепление материала. Итоговое мероприятие по деньги и зачем теме они нужны? Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем» Потребности и Домашнее хозяйство, главные Исследование: что желания (1) потребности человека, желания и необходимо человеку для капризы. жизни, игра «Выбираем самое важное» 7 1 Заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом. Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы». Сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын» Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, папкапередвижка «Мы идем за покупками» Технология моделирования. Творческо-трудовая деятельность Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение 2 Где покупают и продают разные товары? (1) Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки 3 Наша мастерская (1) Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. 4 Стоимость и цена товара 5 Реклама вокруг нас: хорошо или плохо? 6 Создаем рекламу Разбираем цепочку товарстоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность 7 Выгодно – невыгодно Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. 8 Обмен – подарок Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Рекламируем собственные поделки. Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорогодешево, выгодноневыгодно». Сказка «Что за птица?» – обмен, сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение 15 9 Русская ярмарка 10 Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр» Сюжетно-ролевая игра «Развлекательный Центр» 11 № п/п 1 2 3 4 Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее. Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама. Обсуждение, играпраздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Закрепление материала. Праздник в рамках «Финансовой недели». Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Тема 4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим» Тема Содержание образовательного Педагогические мероприятия технологии Тратим разумно, Деньги зарабатываются трудом, и Беседа, чтение, игра экономим поэтому тратить их необходимо «Деньги получил – только с пользой, относиться к ним ерунды накупил», бережливо. викторина Бережливый человек всегда богаче. «Разумные траты Воспитываем бережное отношение к сказочных героев», труду и деньгам. игра «Открываем бутербродную» Мини-спектакль В процессе постановки дети уясняют, Интерактивный мини«Лисенок Рыжик» что тратить можно мудро, с пользой спектакль для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно. Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства. Копим и Уясняем: зачем надо копить и Социо-игровая сберегаем сберегать, как можно копить, копить технология непросто, но полезно, ответственно и (работа в малых важно. группах). Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем» Мини-спектакль Закрепляем понятия «откладывать», Интерактивный мини«Копилка» «копить», «сберегать». Обыкновенная спектакль копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами 16 5 Творческое занятие «Наша мастерская» (1) 6 Мини-спектакль «День рождения» 7 9 10 11 12 13 Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить. Досуг «Сберегаем Закрепление материала. и экономим» Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам (поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно). Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги» Занимаем и Знакомимся с понятиями одалживаем «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время. Долги Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг. Заплатить долг Осознаем, что если взял что-то в долг скорее, так будет на время, обязан вовремя вернуть веселее (возвратить). Мини-спектакль «Долг» Досуг «Долг и ответственность» Закрепляем понятия: «занимать», «одалживать», «долг», «должник». Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. Социо-игровая технология (работа в малых группах). Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома. Интерактивный миниспектакль Итоговое мероприятие по теме Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папкапередвижка «Занимаем и одалживаем». Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку Обсуждаем русские пословицы: - Умей взять, умей и отдать! - В долг брать легко, а отдавать тяжело. Интерактивный миниспектакль Итоговое мероприятие по теме Тема 6. «Учимся планировать» 17 3 1 Планируем свои расходы Учимся решать несложные экономические задачи. 2 Творим добро 3 Ставлю цель и планирую 4 Планируем свои дела 1 Все работы хороши, выбирай на вкус Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь. Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. Тема 7. «Что такое богатство?» Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. 2 Наше богатство (1) Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Щедрость и жадность (1) Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.) Игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки. Сюжетно-ролевая игра (работа в подгруппах) Технология «Ситуация месяца». Итоговое мероприятие Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала». Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы 18 4 Бережливость 5 Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр» 6 Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам. Закрепление материала по теме Интерактивный миниспектакль «Секрет белочки» Праздник в рамках «Финансовой недели». Сюжетно – ролевая игра Сюжетно – ролевая игра 19 Приложение 2 Мониторинг № Имя Знания о ребенка потребностях Знания о ресурсах Знания о деньгах и цене Знания о рекламе Всего баллов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Не сформирован – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представления о содержании деятельности людей некоторых профессий; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представления, что такое доход, расход семьи; не ориентируется в экономических понятиях; у ребенка отсутствует системное видение мира. Частично сформирован- ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях. Сформирован – ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал. 20