ДУША РОССИИ (1)

1

Оглавление
1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .................................................................................................................... 3
1.1

Пояснительная записка ...................................................................................................... 3

1.2 Цели и задачи программы. Принципы построения программы................................................. 4
1.3 Целевые ориентиры ..................................................................................................................... 4
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .............................................................................................................. 6
2.1 Методические рекомендации к организации работы ................................................................... 6
2.2 Основные задачи и содержание образовательной деятельности ... Error! Bookmark not defined.
2.3 Планирование воспитательно-образовательного процесса по патриотическому и духовнонравственному воспитанию в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями
детей.................................................................................................................................................... 10
2.3.План работы в подготовительной к школе группе (6-7 лет) ........................................................ 10
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................... 123.2 Программно-методическое обеспечение
............................................................................................................................................................. 13
Испльзуемая литература

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Душа России» по патриотическому и
духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) является
инновационным программным документом для дошкольных образовательных
учреждений. Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№ 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 11.01.2023), Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного
образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении
выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима
работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в
области педагогики и психологии.
Авторская основа для разработки программы- «Моя Родина-Россия» (К.Ю.Белая,
А.Е. Жемчугова, М.А. Злобина, Н.Ю. Кудрявцева, И.П. Нагибина, А.Г. Шегай, Н.Л.
Шестернина).
Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала,
который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке. Современный национальный воспитательный идеал ‒ это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее
своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального
народа РФ. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и
окружающей среде».
Программа расширяет представления детей о традициях русской народной
культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей;
историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные
промыслы, песни, игры.
Программа способствует познавательному, речевому, художественно –
эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей.
Программа содержит описание задач и план работы с детьми дошкольного
возраста с 6 до 7 лет и учитывает возрастные и психологические особенности
дошкольников.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого
ребенка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к
окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает
позитивное эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций.
Программа «Душа России» состоит из трех разделов: целевого, содержательного
и организационного.
3

1.2 Цели и задачи программы. Принципы построения программы
Общая цель Программы «Душа России» ‒ личностное развитие каждого ребенка с
учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на
основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) Формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения
подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру
своей семьи, большой и малой Родины.
2) Формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3) Развитие интереса к русским традициям и промыслам, разнообразию русского
фольклора и искусства.
Общие задачи: содействовать развитию личности, основанному на принятых в
обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; способствовать
становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях,
внутренней установке личности поступать согласно своей совести; создавать условия для
развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому
самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; осуществлять поддержку позитивной
социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей
среды, создания воспитывающих общностей.
Программа составлена с учетом принципов:
-системно
организационного
подхода,
который
предполагает
скоординированную, целенаправленную работу во всех возрастных группах;
-адресного подхода, предполагающего учет индивидуальных особенностей
группы;
-универсальности основных направлений патриотического и духовно –
нравственного воспитания с использованием социально – ценностного опыта прошлых
поколений, вызывающего чувства гордости за культурные традиции и достижения
Родины.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
1.3 Целевые ориентиры
Направление
Ценности
воспитания
Патриотическое Родина,
природа

Духовнонравственное

Жизнь,
милосердие,
добро

Целевые ориентиры
ранний возраст
Проявляющий
привязанность к близким
людям, бережное
отношение к живому

Целевые ориентиры
дошкольный возраст
Любящий свою малую
родину и имеющий
представление о своей
стране - России,
испытывающий чувство
привязанности
родному дому, семье,
близким людям.
Способный понять и
Различающий основные
принять, что такое
проявления добра и
«хорошо» и «плохо».
зла, принимающий и
Проявляющий сочувствие, уважающий
доброту.
традиционные ценности,
ценности семьи и
общества, правдивый,
4

Социальное

Человек,
семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Познание

Физическое
и Здоровье,
оздоровительное жизнь

искренний, способный к
сочувствию и заботе, к
нравственному
поступку. Способный не
оставаться равнодушным к
чужому горю, проявлять
заботу; самостоятельно
различающий основные
отрицательные и
положительные
человеческие качества,
иногда прибегая к помощи
взрослого в ситуациях
морального выбора.
Испытывающий чувство
Проявляющий
удовольствия в случае
ответственность за свои
одобрения и чувство
действия и поведение;
огорчения в случае
принимающий и
неодобрения со стороны
уважающий различия
взрослых. Проявляющий
между людьми.
интерес к другим детям и Владеющий основами
способный бесконфликтно речевой культуры.
играть рядом с ними.
Дружелюбный и
Проявляющий позицию
доброжелательный,
«Я сам!». Способный к
умеющий слушать и
самостоятельным
слышать собеседника,
(свободным) активным
способный
действиям в общении.
взаимодействовать со
Доброжелательный в
взрослыми и сверстниками
общении с другими
на основе общих интересов
людьми.
и дел.
Проявляющий интерес к
Любознательный,
окружающему миру.
наблюдательный,
Любознательный,
испытывающий
активный в поведении и
потребность в
деятельности.
самовыражении, в том
числе творческом.
Проявляющий активность,
самостоятельность,
инициативу в
познавательной, игровой,
коммуникативной и
продуктивных видах
деятельности и в
самообслуживании.
Обладающий первичной
картиной мира на
основе традиционных
ценностей.
Понимающий ценность
Владеющий основными
жизни и здоровья,
навыками личной и
владеющий основными
общественной гигиены.
5

Трудовое

Труд

Эстетическое

Культура
красота

способами укрепления
собственного здоровья и
здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к
физическим упражнениям
и подвижным играм,
стремление к личной и
командной победе,
нравственные и волевые
качества.
Демонстрирующий
потребность в
двигательной
деятельности.
Поддерживающий
элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать
старшим в доступных
трудовых действиях.
Стремящийся к
результативности,
самостоятельности,
ответственности в
самообслуживании, в
быту, в игровой и других
видах деятельности
и Проявляющий
эмоциональную
отзывчивость
на красоту в окружающем
мире и искусстве.
Способный к творческой
деятельности
(изобразительной,
декоративнооформительской,
музыкальной, словесноречевой,
театрализованной и др.).

Стремящийся соблюдать
правила безопасного
поведения в быту, социуме
(в том числе в
цифровой среде), природе.

Понимающий ценность
труда в семье и в
обществе на основе
уважения к людям труда,
результатам их
деятельности.
Проявляющий трудолюбие
при выполнении
поручений и в
самостоятельной
деятельности.
Способный воспринимать
и чувствовать
прекрасное в быту,
природе, поступках,
искусстве. Стремящийся к
отображению прекрасного
в продуктивных видах
деятельности.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Методические рекомендации к организации работы
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,
наиболее доступные ему: природа и мир животных; труд людей, традиции, общественные
события и т.д. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог сам должен
хорошо его знать. Нужно продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям,
особо выделить наиболее характерное для данной местности или данного края. Отбор
6

соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о
том, чем славен родной край.
От 6 до 7 лет
Сфера /
раздел
Социальные
отношения

Основные задачи

Содержание образовательной деятельности

поддерживать
положительную
самооценку
ребенка,
уверенность
в
себе,
осознание
роста своих
достижений,
чувства
собственного достоинства,
стремления
стать
школьником;
обогащать
опыт
применения
разнообразных
способов
взаимодействия
со
взрослыми и сверстниками;
развитие начал социальнозначимой
активности;
обогащать эмоциональный
опыт ребенка, развивать
способность
ребенка
распознавать
свои
переживания и эмоции
окружающих, осуществлять
выбор
социально
одобряемых действий в
конкретных ситуациях и
обосновывать
свои
намерения и ценностные
ориентации;
развивать
способность
ребенка
понимать
и
учитывать
интересы и чувства других;
договариваться и дружить
со сверстниками; разрешать
возникающие конфликты
конструктивными
способами;
воспитывать
привычки
культурного
поведения и общения с
людьми, основ этикета,
правил
поведения
в
общественных местах.

Педагог знакомит детей с их правами,
возможными вариантами поведения и
реакций
в
случае
их
нарушения.
Воспитывает осознанное отношение к своему
будущему и стремление быть полезным
обществу. Педагог знакомит детей с
изменением позиции человека с возрастом
(ребенок посещает ДОО, затем учится в
школе, в колледже, вузе, взрослый работает,
пожилой
человек
передает
опыт
последующим поколениям). Объясняет детям
о необходимости укрепления связи между
поколениями, взаимной поддержки детей и
взрослых. Обогащает представления детей о
школе, школьниках, учителе; поддерживает
стремление к школьному обучению, к
познанию, освоению чтения,
письма.
Расширяет представление о роли школы в
жизни людей. Педагог развивает умение
детей распознавать собственные эмоции и
чувства, понимать чувства и переживания
окружающих; учит понимать эмоциональное
состояние сверстников по невербальным
признакам (обращает внимание на мимику,
позу,
поведение);
помогает
находить
причины и следствия возникновения эмоций,
анализировать
свои
переживания
и
рассказывать о них; использовать социально
приемлемые способы проявления эмоций и
доступных возрасту способы произвольной
регуляции
эмоциональных
состояний
(сменить
вид
деятельности
и
пр.).
Демонстрирует
детям
отражение
эмоциональных состояний в природе и
произведениях
искусства.
Расширяет
представления о семье, семейных и
родственных отношениях: взаимные чувства,
правила общения в семье, значимые и
памятные события, досуг семьи, семейный
бюджет.
Обогащает
представления
о
нравственных
качествах
людей,
их
проявлении
в
поступках
и
взаимоотношениях.
Педагог
развивает
умение сотрудничать со сверстниками:
Воспитывает привычку без напоминаний
7

формирован
ие
основ
гражданстве
нности
и
патриотизма

воспитывать
патриотические
и
интернациональные
чувства,
уважительное
отношение к Родине, к
представителям
разных
национальностей, интерес к
их культуре и обычаям;
расширять представления
детей о государственных
праздниках и поддерживать
интерес детей к событиям,
происходящим в стране,
развивать чувство гордости
за достижения страны в
области спорта, науки и
искусства,
служения и
верности
интересам
страны; знакомить с целями
и доступными практиками
волонтерства в России и
включать
детей
при
поддержке
взрослых в
социальные
акции,
волонтерские мероприятия
в ДОО и в городе (поселке);
развивать интерес детей к
родному городу (поселку),
переживание
чувства
удивления,
восхищения
достопримечательностями,
событиями прошлого и
настоящего;
поощрять
активное
участие
в
праздновании
событий,
связанных с его местом
проживания.

использовать в общении со сверстниками и
взрослыми формулы словесной вежливости
(приветствие,
прощание,
просьбы,
извинения). Приучает детей самостоятельно
соблюдать
установленный
порядок
поведения
в
группе,
регулировать
собственную
активность.
Обогащает
представления о том, что они самые старшие
среди детей в ДОО, показывают другим
хороший пример, заботятся о малышах,
помогают взрослым, готовятся к школ
Педагог воспитывает патриотические и
интернациональные чувства, уважительное
отношение к нашей Родине ‒ России.
Знакомит
детей
с
признаками
и
характеристиками государства с учетом
возрастных особенностей восприятия ими
информации (территория государства и его
границы, столица и т.д.). Рассказывает, что
Россия ‒ самая большая страна мира и
показывает на глобусе и карте. Расширяет
представления о столице России – Москве и
об административном центре федерального
округа, на территории которого проживают
дети. Знакомит с основными положениями
порядка использования государственной
символики (бережно хранить, вставать во
время исполнения гимна страны). Обогащает
представления о том, что в нашей стране
мирно живут люди разных национальностей,
воспитывает уважение к представителям
разных национальностей, интерес к их
культуре и обычаям. Знакомит детей с
назначением и доступными практиками
волонтерства
в
России,
вызывает
эмоциональный отклик, осознание важности
и значимости волонтерского движения.
Предлагает детям при поддержке родителей
включиться
в
социальные
акции,
волонтерские мероприятия в ДОО и в городе
(поселке). Расширяет представления детей о
государственных праздниках: День России,
День
народного
единства,
День
Государственного
флага
Российской
Федерации, День Государственного герба
Российской Федерации, День Конституции
Российской Федерации, День защитника
Отечества, День воссоединения Крыма с
Россией, Праздник Весны и Труда, День
Победы, Всемирный день авиации и
космонавтики, Всемирный день театра, День
славянской письменности и культуры, День
8

трудовое
воспитание

развивать
ценностное
отношение
к
труду
взрослых;
формировать
представления о труде как
ценности
общества,
о
разнообразии
и
взаимосвязи видов труда и
профессий;
формировать
элементы
финансовой
грамотности,
осознания
материальных
возможностей родителей,
ограниченности
материальных
ресурсов;
развивать
интерес
и
самостоятельность в разных
видах доступного труда,
умения
включаться
в
реальные трудовые связи со
взрослыми и сверстниками;

Матери, Всемирный день доброты, День
защиты детей; День памяти погибших при
исполнении
служебных
обязанностей
сотрудников органов внутренних дел России,
Всероссийский день призывника, День
памяти
о
россиянах,
исполнявших
служебный долг за пределами Отечества,
День
снятия
Блокады
Ленинграда,
Сталинградская битва. Педагог знакомит
детей с православными и народными
праздниками:
Покров
Пресвятой
Богородицы, Рождество Христово, Пасха
Христова,
Масленица.
Воспитывает
уважение к защитникам Отечества, к памяти
павших бойцов. Развивает интерес детей к
родному городу (поселку), переживание
чувства
удивления,
восхищения
достопримечательностями,
событиям
прошлого и настоящего. Способствует
проявлению
активной
деятельностной
позиции детей: непосредственное познание
достопримечательностей родного города на
прогулках
и
экскурсиях,
чтение
произведений детской литературы, в которой
представлена
художественно-эстетическая
оценка родного края. Учит детей действовать
с картой города, создавать коллажи и макеты
городских локаций, использовать макеты в
различных видах деятельности. Знакомит
детей с жизнью и творчеством знаменитых
горожан; с профессиями, связанными со
спецификой родного города (поселка).
Педагог
расширяет
и
углубляет
представления о труде взрослых путем
знакомства детей с разными профессиями,
рассказывает о современных профессиях,
возникших в связи с потребностями людей.
Организует этические беседы с детьми с
целью
обсуждения
требований,
предъявляемых к человеку определенной
профессии, раскрывает личностные качества,
помогающие человеку стать профессионалом
и качественно выполнять профессиональные
обязанности. В процессе обсуждения с
детьми основ финансовой грамотности
педагог формирует элементы культуры
потребления: бережного отношения к
ресурсам потребления: воде, электричеству,
продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.
Поощряет
инициативность
и
самостоятельность детей в процессах
самообслуживания в группе.
9

поддерживать
освоение
умений сотрудничества в
совместном
труде;
воспитывать
ответственность,
добросовестность,
стремление к участию в
труде взрослых, оказанию
посильной помощи.
формирован формировать
ие
основ представления об опасных
безопасного для человека ситуациях в
поведения
быту, в природе и способах
правильного поведения; о
правилах
безопасности
дорожного движения в
качестве
пешехода
и
пассажира транспортного
средства;
воспитывать
осторожное
и
осмотрительное отношение
к потенциально опасным
для человека ситуациям в
общении, в быту, на улице,
в природе, в сети Интернет.

Педагог осуществляет ознакомление детей с
правилами
безопасного
поведения
в
ситуациях, создающих угрозу жизни и
здоровью ребенка. Педагог инициирует
самостоятельность и активность детей в
соблюдении норм и правил безопасного
поведения, ободряет похвалой правильно
выполненные
действия.
Педагог
рассказывает
детям об элементарных
правилах оказания первой медицинской
помощи при первых признаках недомогания,
травмах, ушибах. Обсуждает с детьми
правила
безопасного
общения
и
взаимодействия со сверстниками в разных
жизненных ситуациях, поощряет стремление
детей дошкольного возраста создать правила
безопасного общения в группе.

2.3 Планирование воспитательно-образовательного процесса по патриотическому и
духовно-нравственному воспитанию в соответствии с индивидуальными и
возрастными особенностями детей
подготовительная к
школе группа
6-7 лет

Групповая

1 раз в неделю

30 минут

22.3.4 План работы в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
3 неделя
День села Баргузин «От Рассматривание иллюстраций, альбомов,
1 сентября
истоков до наших дней» чтение литературы. Сказки дедушки
Магая « Бурятское книжное издательство
670000, г. Улан-Удэ.
2 4 неделя
История Бурятии.
Альбом У-Удэ, открытки, сказки
сентября
3 5 неделя
Былинные Богатыри
Чтение художественной литературы,
сентября
рассматривание иллюстраций.
4 1 неделя
Герои древних времен
Рассматривание альбома о столице
октября
(Юрий Долгорукий)
России, памятник Ю. Долгорукому.
Рассказ воспитателя. Чтение литературы.
5 2 неделя
Покров Пресвятой
Рассказ воспитателя о истории праздника.
октября
Богородицы
Народные приметы, связанные с этим
праздником. Рассматривание иллюстраций
10

6

3 неделя
октября

Защитники Отечества –
А.В.Суворов, М.И.
Кутузов

7

4 неделя
октября

8

1 неделя
ноября

9

2 неделя
ноября

Аркадий Петрович
Гайдар «Сказка о
военной тайне,
Мальчише –
Кибальчише и его
верном слове»
День народного
единства. Икона
Казанской Божией
Матери
День памяти погибших
при исполнении
служебных
обязанностей
сотрудников органов
внутренних дел России.
Тематическая беседа,
повествующая о
подвиге, который
ежедневно совершают
сотрудники ОВД РФ,
отдавая жизнь ради
блага Отечества.
Всероссийский день
призывника
День Матери в России

10 3 неделя
ноября
11 4 неделя
ноября
12 5 неделя
ноября
13 1 неделя
декабря
14 2 неделя
декабря
15 3 неделя
декабря
16 4 неделя
декабря
17 2 неделя
января
18 3 неделя
января
19 4 неделя
января
20 5 неделя
января
21 1 неделя

День Государственного
герба Российской
Федерации
День Героев Отечества.
Г.К.Жуков.
День Конституции
Российской Федерации
Валерий Павлович
Чкалов
История России – царь
Петр I
Рождество Христово

Патриотическое воспитание
дошкольников. Просмотр – презентации
История России в живописи о героях
защитников Отечества
Чтение литературы, рассматривание
иллюстраций

Рассматривание альбома, презентация
«Русь — великая, многоликая».
Беседы с дошкольниками о профессиях.
Презентация «защитники России»

Беседы, спортивные игры, развлечения
Беседа, показ фильма «Семья». Тема
«Мать и дитя».
Рассматривание Российской символики,
герба
Просмотр фильма (История России).
Рассказ воспитателя «Моя Родина –
Россия»
Презентация «Никто не забыт и ничто не
забыто»
Рассматривание иллюстраций
Рассказ о празднике Рождество и Святки

Подвиг возраст не
выбирает
Защитники Бурятии

Презентация Видеоролик «Герои
современности ВОВ»
Рассматривание альбома, иллюстраций

Подвиг блокадного
Ленинграда
День разгрома

Беседа о Блокаде Ленинграда
(презентация), чтение литературы.
Рассказ воспитателя о Сталинградской
11

февраля

23 3 неделя
февраля

советскими войсками
немецко-фашистских
войск в Сталинградской
битве
День памяти о
россиянах, исполнявших
служебный долг за
пределами Отечества.
«Афганистан –
незаживающая рана»
День защитника
Отечества.

24 4 неделя
февраля
25 1 неделя
марта

Международный день
родного языка
Международный
женский день

26 2 неделя
марта
27 3 неделя
марта
28 4 неделя
марта
29 1 неделя
апреля
30 2 неделя
апреля
31 3 неделя
апреля
32 4 неделя
апреля

Масленица

33 1 неделя мая

Праздник Весны и
Труда
Бессмертный полк

22 2 неделя
февраля

34 2 неделя мая
35 3 неделя мая

День воссоединения
Крыма с Россией
Всемирный день театра
Древнерусские города.
Освоение космоса
Михаил Ломоносов

битве. Прослушивание аудиозаписи с
военными песнями. Презентация, чтение
стихов
Рассматривание иллюстраций, слушание
аудиозапись песни о войне.

Иллюстрации о родах войск
Рассказ воспитателя о празднике.
Игры спортивные, эстафеты.
Рассматривание глобуса, карточки с
буквами, книжки « Читаем по слогам»
«Праздник международный женский
день», чтение книг, заучивание стихов,
рисование «портрет мамы», презентация
стихов для мамы
Праздник развлечение, рассказ
воспитателя о истории праздника.
Рассказ воспитателя, презентация
Презентация, рассказ театре. « Кукольный
театр по любимым сказкам»
Презентация древнерусские города
России
Презентация « Космос», рисование космос
Рассказ воспитателя о Михаиле
Ломоносове
Рассказ о истории праздника ,
презентация , чтение заучивание стихов,
Раскрашивание яиц
Презентация , чтение литературы,
заучивание стихов
Презентация, рассказ воспитателя о войне

Пасха Христова

День славянской
письменности и
культуры

Рассказ воспитателя

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды
При проектировании предметно-пространственной развивающей среды были
учтены: местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и
природно-климатические условия, в которых находится ДОУ; возраст, уровень развития
детей и особенности их деятельности, содержание и задачи программы дополнительного
12

образования по патриотическому и духовно-нравственному развитию детей для разных
возрастных групп; возможности и потребности участников образовательной деятельности.
Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой
образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и
эмоциональных переживаний. В детском саду есть Музей народного промысла, где
оборудован уголок в виде комнаты в русской избе, где размещены предметы быта и
обихода, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: лапти, корзинки, коромысло;
на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у
печки – ухват, кочерга, веник – голик; на полках – предметы прикладного искусства. Для
обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе есть люлька с куклоймладенцем. На полках разнообразные произведения – предметы прикладного искусства
(Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.), Саратовские глиняные игрушки, куклы в
национальных костюмах. Детей встречает Хозяйка избы. В обстановке убранства русской
избы педагоги знакомят детей с народными промыслами всей России.
Показ макета избы посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями,
предназначением, со способами действий с ними, что помогает лучше понять малышам
содержание русских народных сказок, поговорок, пословиц, потешек. В старших группах
подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Организация
такой деятельности предполагает познавательную активность детей. Дети старшего
возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может
быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и
пальчиковый театр. Система занятий в избе может включать не только активное
знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным
искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. В русской
избе находятся необходимые специальные наглядные средства, которые помогают
донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках,
закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной
речи. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой
приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться
демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных
промыслов, национальной одежды.
В уголках расположены: «Государственная символика», «Народный быт и
искусство Бурятии», «Мой любимый Баргузин», «Бурятская игрушка», «Народные
Бурятские куклы». Так же уголки пополняется временными тематическими выставками:
«Театр», «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Великая Победа», «Космос» и
др.
3.2 Программно-методическое обеспечение
Учебно – методический комплект
1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, М.: ТЦ «Сфера», 1999
2. Алешина Н.В.Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с.
3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:ЦГЛ, 2004
13

4. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным
творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование,
конспекты занятий, бесед. - СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,
2020
5. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
6. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание дошкольников:
Методическое пособие.- М.: Айрис – Пресс, 2005
7. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший
дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 1.- СПб.: «ООО
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021
8. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший
дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 2.- СПб.: «ООО
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021
9. Крюкова А.С., Алексеева Г.Г., Синусова Н.Н. Добронравие для маленьких.
Воспитание русской поэзией детей дошкольного возраста: Учебно – методическое
пособие.- М.: 2016
10. М.Ю. Картушина. Русские народные праздники в детском саду.- М.ТЦ «Сфера»,
2006
11. Нищева Н.В., Кириллова Ю.А. «Я люблю Россию» Парциальная программа.
Патриотическое и духовно – нравственное воспитание детей старшего и
дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП. СПб.: «ООО
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2023
12. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.:
«ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022
13. Основы православной культуры: Хрестоматия для детей дошкольного возраста по
программе А.В.Бородиной «Культура и творчество в детском саду»/А.В.Бородина,
В.А. Бородина/под ред. А.В.Бородиной. – изд. 2.-М.:МОФ СРОиК «ОПК», 2016
14. Парциальная
программа
духовно-нравственного
воспитания
детей
5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. —
М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК
«Мозаичный ПАРК»)
15. Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам
русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л.
Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000
16. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.- 265 с.
17. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ «Сфера», 2003
18. Савченко В.И. Масленица в русской живописи. Культурные практики для детей 5 7 лет: учебно – наглядное пособие СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2019
19. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)
/под. ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: Т.Ц. Сфера, 2004

14

Наглядно – дидактические пособия
1. А.Скворцова "Обучающие карточки. Символы России". Изд. Проф-Пресс, 2018г.
2. Дерягина Л.Б. Демонстрационные материалы ДОО. Праздничные даты. День весны
и труда.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015
3. Издательство «ТЦ Сфера» Комплект наглядных пособий «Россия – Родина моя».
Раздел «Праздники России»
4. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший
дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 1.- СПб.: «ООО
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021
5. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший
дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 2.- СПб.: «ООО
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021
6. О.Емельянова. Русская народная сказка. Сценарий и рекомендации по постановке
спектакля в домашнем кукольном театре. Редактов С.А. Щербаков, 2001
Художественная литература
1. А.А.Усачев "Великий могучий русский язык. Крылатые слова в стихах и
картинках для детей всех возрастов". – Изд. Лабиринт, - 2022
2. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре Издательство:
Детская литература, 1990.
3. Бороздин В.П. Звездолетчики. Книга для дошкольного возраста. — Москва:
Государственное Издательство детской литературы Министерства Просвещения
РСФСР, 1963. — 56 с.
4. Воскобойников В. М. Маршал Победы: Георгий Константинович Жуков : /
Валерий Воскобойников. — Москва : Белый город, 2007. — 47, [1] c. : ил., цв. ил.,
портр., карт. ; 27 см. — (История России).
5. Воскобойников, В.М. Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий / В.М.
Воскобойников. – СПб.: Лицей, 1994. – 31с.
6. Дайн Г. Л. «Детский народный календарь», 2-е изд., доп. перераб.- Хотьково,
Серьгиев Посад, Издательство «Весь Сергиев Посад», 2010.
7. Детям о Масленице И.С. Шмелев, А.П.Чехов, А.Н. Островский.- Изд. Белорусская
Православная церковь, 2016г. Составитель: Велько А. В. 2-е издание
8. История России в живописи: Ушедшие времена на великих полотнах.- СПб.:
Издательский дом «Литера», 2008
9. Михалков С.В. Моя Родина – Россия.- М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006
10. М.Ф. Альбедиль "Михайло Ломоносов. Первый русский ученый". – Качели , 2018
11. Н.Н. Евреинов. Что такое театр - М.: Линка – Пресс, 1997, 40с.
12. О.В. Дворнякова История новогодних игрушек. Изд. - Настя и Никита, 2021 г.
13. О.Емельянова. Русская народная сказка. Сценарий и рекомендации по постановке
спектакля в домашнем кукольном театре. Редактов С.А. Щербаков, 2001
14. Русские народные сказки. Заяц – хваста. - Изд.- Алтей, 2017
15. Русские сказки и загадки о животных. – Изд. – Улыбка, 2014
16. Синова И.В. Золотое кольцо России: Старинные русские города. – СПБ.:
Издательский дом «Литера», 2008
15

17. Синова И.В. Конституция – основной закон России. – СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2007.- Серия «Моя Родина – Россия»
18. Токарева, Е. А. «День родного языка» / Е. А. Токарева. —Вопросы дошкольной
педагогики. — 2019. — № 3 (20).
19. Филякова Е. Русская письменность / Е. Филякова. - Москва: «Белый город», 2002.
– 47с.

16

Используемая литература
1. А.А.Усачев "Великий могучий русский язык. Крылатые слова в стихах и картинках
для детей всех возрастов". – Изд. Лабиринт, - 2022
2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, М.: ТЦ «Сфера», 1999
3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:ЦГЛ, 2004
4. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре Издательство:
Детская литература, 1990.
5. А.Скворцова "Обучающие карточки. Символы России". Изд. Проф-Пресс, 2018г.
6. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным
творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование,
конспекты занятий, бесед. - СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,
2020
7. Бороздин В.П. Звездолетчики. Книга для дошкольного возраста. — Москва:
Государственное Издательство детской литературы Министерства Просвещения
РСФСР, 1963. — 56 с.
8. Воскобойников В. М. Маршал Победы: Георгий Константинович Жуков : /
Валерий Воскобойников. — Москва : Белый город, 2007. — 47, [1] c. : ил., цв. ил.,
портр., карт. ; 27 см. — (История России).
9. Воскобойников, В.М. Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий / В.М.
Воскобойников. – СПб.: Лицей, 1994. – 31с.
10. Дайн Г. Л. «Детский народный календарь», 2-е изд., доп. перераб.- Хотьково,
Серьгиев Посад, Издательство «Весь Сергиев Посад», 2010.
11. Детям о Масленице И.С. Шмелев, А.П.Чехов, А.Н. Островский.- Изд. Белорусская
Православная церковь, 2016г. Составитель: Велько А. В. 2-е издание.
12. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
13. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - ТЦ «Сфера»,
1999 – 112 с./ Н.В.Алешина
14. Издательство «ТЦ Сфера» Комплект наглядных пособий «Россия – Родина моя».
Раздел «Праздники России»
15. История России в живописи: Ушедшие времена на великих полотнах.- СПб.:
Издательский дом «Литера», 2008
16. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание дошкольников:
Методическое пособие.- М.: Айрис – Пресс, 2005
17. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший
дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 1.- СПб.: «ООО
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021
18. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший
дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 2.- СПб.: «ООО
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021
19. Крюкова А.С., Алексеева Г.Г., Синусова Н.Н. Добронравие для маленьких.
Воспитание русской поэзией детей дошкольного возраста: Учебно – методическое
пособие.- М.: 2016
17

20. Л.Б.Дерягина. Демонстрационные материалы ДОО. Праздничные даты. День весны
и труда.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015
21. Михалков С.В. Моя Родина – Россия.- М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006
22. М.Ф. Альбедиль "Михайло Ломоносов. Первый русский ученый". – Качели , 2018
23. М.Ю. Картушина. Русские народные праздники в детском саду.- М.ТЦ «Сфера»,
2006
24. Нищева Н.В., Кириллова Ю.А. «Я люблю Россию» Парциальная программа.
Патриотическое и духовно – нравственное воспитание детей старшего и
дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП. СПб.: «ООО
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2023
25. Н.Н. Евреинов. Что такое театр - М.: Линка – Пресс, 1997, 40с.
26. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.:
«ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022
27. О.В. Дворнякова История новогодних игрушек. Изд. - Настя и Никита, 2021 г.
28. О.Емельянова. Русская народная сказка. Сценарий и рекомендации по постановке
спектакля в домашнем кукольном театре. Редактов С.А. Щербаков, 2001
29. Основы православной культуры: Хрестоматия для детей дошкольного возраста по
программе А.В.Бородиной «Культура и творчество в детском саду»/А.В.Бородина,
В.А.Бородина/под ред. А.В.Бородиной. – изд. 2.-М.:МОФ СРОиК «ОПК», 2016
30. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей
5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. —
М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК
«Мозаичный ПАРК»).
31. Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам
русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л.
Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.
32. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.- 265 с.
33. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ «Сфера», 2003
34. Русские народные сказки. Заяц – хваста. - Изд.- Алтей, 2017
35. Савченко В.И. Масленица в русской живописи. Культурные практики для детей 5 7 лет: учебно – наглядное пособие СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2019
36. Сборник публикаций периодической печати за 1977 – 2000 год. А.С. Овчинникова
37. Синова И.В. Золотое кольцо России: Старинные русские города. – СПБ.:
Издательский дом «Литера», 2008
38. Синова И.В. Конституция – основной закон России. – СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2007.- Серия «Моя Родина – Россия»
39. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)
/под. ред. Л.А.Кондрыкинской. – М: Т.Ц. Сфера, 2004
40. Токарева, Е. А. «День родного языка» / Е. А. Токарева. —Вопросы дошкольной
педагогики. — 2019. — № 3 (20).
41. Филякова Е. Русская письменность / Е. Филякова. - Москва: «Белый город», 2002.
– 47с.
18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».