1 Оглавление 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .................................................................................................................... 3 1.1 Пояснительная записка ...................................................................................................... 3 1.2 Цели и задачи программы. Принципы построения программы................................................. 4 1.3 Целевые ориентиры ..................................................................................................................... 4 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .............................................................................................................. 6 2.1 Методические рекомендации к организации работы ................................................................... 6 2.2 Основные задачи и содержание образовательной деятельности ... Error! Bookmark not defined. 2.3 Планирование воспитательно-образовательного процесса по патриотическому и духовнонравственному воспитанию в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей.................................................................................................................................................... 10 2.3.План работы в подготовительной к школе группе (6-7 лет) ........................................................ 10 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................... 123.2 Программно-методическое обеспечение ............................................................................................................................................................. 13 Испльзуемая литература 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Душа России» по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений. Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023), Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области педагогики и психологии. Авторская основа для разработки программы- «Моя Родина-Россия» (К.Ю.Белая, А.Е. Жемчугова, М.А. Злобина, Н.Ю. Кудрявцева, И.П. Нагибина, А.Г. Шегай, Н.Л. Шестернина). Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. Современный национальный воспитательный идеал ‒ это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде». Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры. Программа способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. Программа содержит описание задач и план работы с детьми дошкольного возраста с 6 до 7 лет и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций. Программа «Душа России» состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. 3 1.2 Цели и задачи программы. Принципы построения программы Общая цель Программы «Душа России» ‒ личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: 1) Формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. 2) Формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; 3) Развитие интереса к русским традициям и промыслам, разнообразию русского фольклора и искусства. Общие задачи: содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей. Программа составлена с учетом принципов: -системно организационного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу во всех возрастных группах; -адресного подхода, предполагающего учет индивидуальных особенностей группы; -универсальности основных направлений патриотического и духовно – нравственного воспитания с использованием социально – ценностного опыта прошлых поколений, вызывающего чувства гордости за культурные традиции и достижения Родины. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве. 1.3 Целевые ориентиры Направление Ценности воспитания Патриотическое Родина, природа Духовнонравственное Жизнь, милосердие, добро Целевые ориентиры ранний возраст Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому Целевые ориентиры дошкольный возраст Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности родному дому, семье, близким людям. Способный понять и Различающий основные принять, что такое проявления добра и «хорошо» и «плохо». зла, принимающий и Проявляющий сочувствие, уважающий доброту. традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, 4 Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Познавательное Познание Физическое и Здоровье, оздоровительное жизнь искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора. Испытывающий чувство Проявляющий удовольствия в случае ответственность за свои одобрения и чувство действия и поведение; огорчения в случае принимающий и неодобрения со стороны уважающий различия взрослых. Проявляющий между людьми. интерес к другим детям и Владеющий основами способный бесконфликтно речевой культуры. играть рядом с ними. Дружелюбный и Проявляющий позицию доброжелательный, «Я сам!». Способный к умеющий слушать и самостоятельным слышать собеседника, (свободным) активным способный действиям в общении. взаимодействовать со Доброжелательный в взрослыми и сверстниками общении с другими на основе общих интересов людьми. и дел. Проявляющий интерес к Любознательный, окружающему миру. наблюдательный, Любознательный, испытывающий активный в поведении и потребность в деятельности. самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей. Понимающий ценность Владеющий основными жизни и здоровья, навыками личной и владеющий основными общественной гигиены. 5 Трудовое Труд Эстетическое Культура красота способами укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности и Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративнооформительской, музыкальной, словесноречевой, театрализованной и др.). Стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Методические рекомендации к организации работы Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог сам должен хорошо его знать. Нужно продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделить наиболее характерное для данной местности или данного края. Отбор 6 соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. От 6 до 7 лет Сфера / раздел Социальные отношения Основные задачи Содержание образовательной деятельности поддерживать положительную самооценку ребенка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником; обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие начал социальнозначимой активности; обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации; развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами; воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах. Педагог знакомит детей с их правами, возможными вариантами поведения и реакций в случае их нарушения. Воспитывает осознанное отношение к своему будущему и стремление быть полезным обществу. Педагог знакомит детей с изменением позиции человека с возрастом (ребенок посещает ДОО, затем учится в школе, в колледже, вузе, взрослый работает, пожилой человек передает опыт последующим поколениям). Объясняет детям о необходимости укрепления связи между поколениями, взаимной поддержки детей и взрослых. Обогащает представления детей о школе, школьниках, учителе; поддерживает стремление к школьному обучению, к познанию, освоению чтения, письма. Расширяет представление о роли школы в жизни людей. Педагог развивает умение детей распознавать собственные эмоции и чувства, понимать чувства и переживания окружающих; учит понимать эмоциональное состояние сверстников по невербальным признакам (обращает внимание на мимику, позу, поведение); помогает находить причины и следствия возникновения эмоций, анализировать свои переживания и рассказывать о них; использовать социально приемлемые способы проявления эмоций и доступных возрасту способы произвольной регуляции эмоциональных состояний (сменить вид деятельности и пр.). Демонстрирует детям отражение эмоциональных состояний в природе и произведениях искусства. Расширяет представления о семье, семейных и родственных отношениях: взаимные чувства, правила общения в семье, значимые и памятные события, досуг семьи, семейный бюджет. Обогащает представления о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях. Педагог развивает умение сотрудничать со сверстниками: Воспитывает привычку без напоминаний 7 формирован ие основ гражданстве нности и патриотизма воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям; расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны; знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в городе (поселке); развивать интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания. использовать в общении со сверстниками и взрослыми формулы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). Приучает детей самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать собственную активность. Обогащает представления о том, что они самые старшие среди детей в ДОО, показывают другим хороший пример, заботятся о малышах, помогают взрослым, готовятся к школ Педагог воспитывает патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. Знакомит детей с признаками и характеристиками государства с учетом возрастных особенностей восприятия ими информации (территория государства и его границы, столица и т.д.). Рассказывает, что Россия ‒ самая большая страна мира и показывает на глобусе и карте. Расширяет представления о столице России – Москве и об административном центре федерального округа, на территории которого проживают дети. Знакомит с основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны). Обогащает представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывает уважение к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям. Знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке родителей включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в городе (поселке). Расширяет представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День Конституции Российской Федерации, День защитника Отечества, День воссоединения Крыма с Россией, Праздник Весны и Труда, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики, Всемирный день театра, День славянской письменности и культуры, День 8 трудовое воспитание развивать ценностное отношение к труду взрослых; формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий; формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов; развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками; Матери, Всемирный день доброты, День защиты детей; День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России, Всероссийский день призывника, День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, День снятия Блокады Ленинграда, Сталинградская битва. Педагог знакомит детей с православными и народными праздниками: Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Пасха Христова, Масленица. Воспитывает уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Развивает интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиям прошлого и настоящего. Способствует проявлению активной деятельностной позиции детей: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Учит детей действовать с картой города, создавать коллажи и макеты городских локаций, использовать макеты в различных видах деятельности. Знакомит детей с жизнью и творчеством знаменитых горожан; с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка). Педагог расширяет и углубляет представления о труде взрослых путем знакомства детей с разными профессиями, рассказывает о современных профессиях, возникших в связи с потребностями людей. Организует этические беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку определенной профессии, раскрывает личностные качества, помогающие человеку стать профессионалом и качественно выполнять профессиональные обязанности. В процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу. Поощряет инициативность и самостоятельность детей в процессах самообслуживания в группе. 9 поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде; воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи. формирован формировать ие основ представления об опасных безопасного для человека ситуациях в поведения быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в сети Интернет. Педагог осуществляет ознакомление детей с правилами безопасного поведения в ситуациях, создающих угрозу жизни и здоровью ребенка. Педагог инициирует самостоятельность и активность детей в соблюдении норм и правил безопасного поведения, ободряет похвалой правильно выполненные действия. Педагог рассказывает детям об элементарных правилах оказания первой медицинской помощи при первых признаках недомогания, травмах, ушибах. Обсуждает с детьми правила безопасного общения и взаимодействия со сверстниками в разных жизненных ситуациях, поощряет стремление детей дошкольного возраста создать правила безопасного общения в группе. 2.3 Планирование воспитательно-образовательного процесса по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей подготовительная к школе группа 6-7 лет Групповая 1 раз в неделю 30 минут 22.3.4 План работы в подготовительной к школе группе (6-7 лет) 3 неделя День села Баргузин «От Рассматривание иллюстраций, альбомов, 1 сентября истоков до наших дней» чтение литературы. Сказки дедушки Магая « Бурятское книжное издательство 670000, г. Улан-Удэ. 2 4 неделя История Бурятии. Альбом У-Удэ, открытки, сказки сентября 3 5 неделя Былинные Богатыри Чтение художественной литературы, сентября рассматривание иллюстраций. 4 1 неделя Герои древних времен Рассматривание альбома о столице октября (Юрий Долгорукий) России, памятник Ю. Долгорукому. Рассказ воспитателя. Чтение литературы. 5 2 неделя Покров Пресвятой Рассказ воспитателя о истории праздника. октября Богородицы Народные приметы, связанные с этим праздником. Рассматривание иллюстраций 10 6 3 неделя октября Защитники Отечества – А.В.Суворов, М.И. Кутузов 7 4 неделя октября 8 1 неделя ноября 9 2 неделя ноября Аркадий Петрович Гайдар «Сказка о военной тайне, Мальчише – Кибальчише и его верном слове» День народного единства. Икона Казанской Божией Матери День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России. Тематическая беседа, повествующая о подвиге, который ежедневно совершают сотрудники ОВД РФ, отдавая жизнь ради блага Отечества. Всероссийский день призывника День Матери в России 10 3 неделя ноября 11 4 неделя ноября 12 5 неделя ноября 13 1 неделя декабря 14 2 неделя декабря 15 3 неделя декабря 16 4 неделя декабря 17 2 неделя января 18 3 неделя января 19 4 неделя января 20 5 неделя января 21 1 неделя День Государственного герба Российской Федерации День Героев Отечества. Г.К.Жуков. День Конституции Российской Федерации Валерий Павлович Чкалов История России – царь Петр I Рождество Христово Патриотическое воспитание дошкольников. Просмотр – презентации История России в живописи о героях защитников Отечества Чтение литературы, рассматривание иллюстраций Рассматривание альбома, презентация «Русь — великая, многоликая». Беседы с дошкольниками о профессиях. Презентация «защитники России» Беседы, спортивные игры, развлечения Беседа, показ фильма «Семья». Тема «Мать и дитя». Рассматривание Российской символики, герба Просмотр фильма (История России). Рассказ воспитателя «Моя Родина – Россия» Презентация «Никто не забыт и ничто не забыто» Рассматривание иллюстраций Рассказ о празднике Рождество и Святки Подвиг возраст не выбирает Защитники Бурятии Презентация Видеоролик «Герои современности ВОВ» Рассматривание альбома, иллюстраций Подвиг блокадного Ленинграда День разгрома Беседа о Блокаде Ленинграда (презентация), чтение литературы. Рассказ воспитателя о Сталинградской 11 февраля 23 3 неделя февраля советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. «Афганистан – незаживающая рана» День защитника Отечества. 24 4 неделя февраля 25 1 неделя марта Международный день родного языка Международный женский день 26 2 неделя марта 27 3 неделя марта 28 4 неделя марта 29 1 неделя апреля 30 2 неделя апреля 31 3 неделя апреля 32 4 неделя апреля Масленица 33 1 неделя мая Праздник Весны и Труда Бессмертный полк 22 2 неделя февраля 34 2 неделя мая 35 3 неделя мая День воссоединения Крыма с Россией Всемирный день театра Древнерусские города. Освоение космоса Михаил Ломоносов битве. Прослушивание аудиозаписи с военными песнями. Презентация, чтение стихов Рассматривание иллюстраций, слушание аудиозапись песни о войне. Иллюстрации о родах войск Рассказ воспитателя о празднике. Игры спортивные, эстафеты. Рассматривание глобуса, карточки с буквами, книжки « Читаем по слогам» «Праздник международный женский день», чтение книг, заучивание стихов, рисование «портрет мамы», презентация стихов для мамы Праздник развлечение, рассказ воспитателя о истории праздника. Рассказ воспитателя, презентация Презентация, рассказ театре. « Кукольный театр по любимым сказкам» Презентация древнерусские города России Презентация « Космос», рисование космос Рассказ воспитателя о Михаиле Ломоносове Рассказ о истории праздника , презентация , чтение заучивание стихов, Раскрашивание яиц Презентация , чтение литературы, заучивание стихов Презентация, рассказ воспитателя о войне Пасха Христова День славянской письменности и культуры Рассказ воспитателя 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды При проектировании предметно-пространственной развивающей среды были учтены: местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия, в которых находится ДОУ; возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание и задачи программы дополнительного 12 образования по патриотическому и духовно-нравственному развитию детей для разных возрастных групп; возможности и потребности участников образовательной деятельности. Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду есть Музей народного промысла, где оборудован уголок в виде комнаты в русской избе, где размещены предметы быта и обихода, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: лапти, корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник – голик; на полках – предметы прикладного искусства. Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе есть люлька с куклоймладенцем. На полках разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.), Саратовские глиняные игрушки, куклы в национальных костюмах. Детей встречает Хозяйка избы. В обстановке убранства русской избы педагоги знакомят детей с народными промыслами всей России. Показ макета избы посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними, что помогает лучше понять малышам содержание русских народных сказок, поговорок, пословиц, потешек. В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр. Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. В русской избе находятся необходимые специальные наглядные средства, которые помогают донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды. В уголках расположены: «Государственная символика», «Народный быт и искусство Бурятии», «Мой любимый Баргузин», «Бурятская игрушка», «Народные Бурятские куклы». Так же уголки пополняется временными тематическими выставками: «Театр», «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Великая Победа», «Космос» и др. 3.2 Программно-методическое обеспечение Учебно – методический комплект 1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, М.: ТЦ «Сфера», 1999 2. Алешина Н.В.Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с. 3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:ЦГЛ, 2004 13 4. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. - СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2020 5. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 6. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие.- М.: Айрис – Пресс, 2005 7. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 1.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021 8. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 2.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021 9. Крюкова А.С., Алексеева Г.Г., Синусова Н.Н. Добронравие для маленьких. Воспитание русской поэзией детей дошкольного возраста: Учебно – методическое пособие.- М.: 2016 10. М.Ю. Картушина. Русские народные праздники в детском саду.- М.ТЦ «Сфера», 2006 11. Нищева Н.В., Кириллова Ю.А. «Я люблю Россию» Парциальная программа. Патриотическое и духовно – нравственное воспитание детей старшего и дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП. СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2023 12. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022 13. Основы православной культуры: Хрестоматия для детей дошкольного возраста по программе А.В.Бородиной «Культура и творчество в детском саду»/А.В.Бородина, В.А. Бородина/под ред. А.В.Бородиной. – изд. 2.-М.:МОФ СРОиК «ОПК», 2016 14. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК») 15. Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000 16. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.- 265 с. 17. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ «Сфера», 2003 18. Савченко В.И. Масленица в русской живописи. Культурные практики для детей 5 7 лет: учебно – наглядное пособие СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2019 19. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /под. ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: Т.Ц. Сфера, 2004 14 Наглядно – дидактические пособия 1. А.Скворцова "Обучающие карточки. Символы России". Изд. Проф-Пресс, 2018г. 2. Дерягина Л.Б. Демонстрационные материалы ДОО. Праздничные даты. День весны и труда.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015 3. Издательство «ТЦ Сфера» Комплект наглядных пособий «Россия – Родина моя». Раздел «Праздники России» 4. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 1.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021 5. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 2.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021 6. О.Емельянова. Русская народная сказка. Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Редактов С.А. Щербаков, 2001 Художественная литература 1. А.А.Усачев "Великий могучий русский язык. Крылатые слова в стихах и картинках для детей всех возрастов". – Изд. Лабиринт, - 2022 2. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре Издательство: Детская литература, 1990. 3. Бороздин В.П. Звездолетчики. Книга для дошкольного возраста. — Москва: Государственное Издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1963. — 56 с. 4. Воскобойников В. М. Маршал Победы: Георгий Константинович Жуков : / Валерий Воскобойников. — Москва : Белый город, 2007. — 47, [1] c. : ил., цв. ил., портр., карт. ; 27 см. — (История России). 5. Воскобойников, В.М. Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий / В.М. Воскобойников. – СПб.: Лицей, 1994. – 31с. 6. Дайн Г. Л. «Детский народный календарь», 2-е изд., доп. перераб.- Хотьково, Серьгиев Посад, Издательство «Весь Сергиев Посад», 2010. 7. Детям о Масленице И.С. Шмелев, А.П.Чехов, А.Н. Островский.- Изд. Белорусская Православная церковь, 2016г. Составитель: Велько А. В. 2-е издание 8. История России в живописи: Ушедшие времена на великих полотнах.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2008 9. Михалков С.В. Моя Родина – Россия.- М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006 10. М.Ф. Альбедиль "Михайло Ломоносов. Первый русский ученый". – Качели , 2018 11. Н.Н. Евреинов. Что такое театр - М.: Линка – Пресс, 1997, 40с. 12. О.В. Дворнякова История новогодних игрушек. Изд. - Настя и Никита, 2021 г. 13. О.Емельянова. Русская народная сказка. Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Редактов С.А. Щербаков, 2001 14. Русские народные сказки. Заяц – хваста. - Изд.- Алтей, 2017 15. Русские сказки и загадки о животных. – Изд. – Улыбка, 2014 16. Синова И.В. Золотое кольцо России: Старинные русские города. – СПБ.: Издательский дом «Литера», 2008 15 17. Синова И.В. Конституция – основной закон России. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.- Серия «Моя Родина – Россия» 18. Токарева, Е. А. «День родного языка» / Е. А. Токарева. —Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). 19. Филякова Е. Русская письменность / Е. Филякова. - Москва: «Белый город», 2002. – 47с. 16 Используемая литература 1. А.А.Усачев "Великий могучий русский язык. Крылатые слова в стихах и картинках для детей всех возрастов". – Изд. Лабиринт, - 2022 2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, М.: ТЦ «Сфера», 1999 3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:ЦГЛ, 2004 4. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре Издательство: Детская литература, 1990. 5. А.Скворцова "Обучающие карточки. Символы России". Изд. Проф-Пресс, 2018г. 6. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. - СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2020 7. Бороздин В.П. Звездолетчики. Книга для дошкольного возраста. — Москва: Государственное Издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1963. — 56 с. 8. Воскобойников В. М. Маршал Победы: Георгий Константинович Жуков : / Валерий Воскобойников. — Москва : Белый город, 2007. — 47, [1] c. : ил., цв. ил., портр., карт. ; 27 см. — (История России). 9. Воскобойников, В.М. Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий / В.М. Воскобойников. – СПб.: Лицей, 1994. – 31с. 10. Дайн Г. Л. «Детский народный календарь», 2-е изд., доп. перераб.- Хотьково, Серьгиев Посад, Издательство «Весь Сергиев Посад», 2010. 11. Детям о Масленице И.С. Шмелев, А.П.Чехов, А.Н. Островский.- Изд. Белорусская Православная церковь, 2016г. Составитель: Велько А. В. 2-е издание. 12. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 13. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с./ Н.В.Алешина 14. Издательство «ТЦ Сфера» Комплект наглядных пособий «Россия – Родина моя». Раздел «Праздники России» 15. История России в живописи: Ушедшие времена на великих полотнах.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2008 16. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие.- М.: Айрис – Пресс, 2005 17. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 1.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021 18. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 2.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021 19. Крюкова А.С., Алексеева Г.Г., Синусова Н.Н. Добронравие для маленьких. Воспитание русской поэзией детей дошкольного возраста: Учебно – методическое пособие.- М.: 2016 17 20. Л.Б.Дерягина. Демонстрационные материалы ДОО. Праздничные даты. День весны и труда.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015 21. Михалков С.В. Моя Родина – Россия.- М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006 22. М.Ф. Альбедиль "Михайло Ломоносов. Первый русский ученый". – Качели , 2018 23. М.Ю. Картушина. Русские народные праздники в детском саду.- М.ТЦ «Сфера», 2006 24. Нищева Н.В., Кириллова Ю.А. «Я люблю Россию» Парциальная программа. Патриотическое и духовно – нравственное воспитание детей старшего и дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП. СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2023 25. Н.Н. Евреинов. Что такое театр - М.: Линка – Пресс, 1997, 40с. 26. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2022 27. О.В. Дворнякова История новогодних игрушек. Изд. - Настя и Никита, 2021 г. 28. О.Емельянова. Русская народная сказка. Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Редактов С.А. Щербаков, 2001 29. Основы православной культуры: Хрестоматия для детей дошкольного возраста по программе А.В.Бородиной «Культура и творчество в детском саду»/А.В.Бородина, В.А.Бородина/под ред. А.В.Бородиной. – изд. 2.-М.:МОФ СРОиК «ОПК», 2016 30. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»). 31. Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. 32. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.- 265 с. 33. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ «Сфера», 2003 34. Русские народные сказки. Заяц – хваста. - Изд.- Алтей, 2017 35. Савченко В.И. Масленица в русской живописи. Культурные практики для детей 5 7 лет: учебно – наглядное пособие СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2019 36. Сборник публикаций периодической печати за 1977 – 2000 год. А.С. Овчинникова 37. Синова И.В. Золотое кольцо России: Старинные русские города. – СПБ.: Издательский дом «Литера», 2008 38. Синова И.В. Конституция – основной закон России. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.- Серия «Моя Родина – Россия» 39. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /под. ред. Л.А.Кондрыкинской. – М: Т.Ц. Сфера, 2004 40. Токарева, Е. А. «День родного языка» / Е. А. Токарева. —Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). 41. Филякова Е. Русская письменность / Е. Филякова. - Москва: «Белый город», 2002. – 47с. 18