программа фольклорного кружка калинка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической
мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях
изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту
как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.


Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим
признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры
исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность
обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной
педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках
объединены
импровизационность,
изобразительность,
ритмичность
и
наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная
обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира (А.М.
Мартынова). Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура диалога, он
ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке,
созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный
смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую,
образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является
важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФОП ДО и ФГОС
ДО.


















Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1
Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”»
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам
воспитания обучающихся»
Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении
федеральной
образовательной
программы
дошкольного
образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847)
Федеральный
государственный образовательный
стандарт дошкольного
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17
октября 2013г. № 1155 (с изм. на 08.11.2022);
Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р;
Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;







Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования по обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Образовательная программа дошкольного образования;
Устав;
Локально-нормативные акты.

В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность
приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях
дополнительного образования, кружковой работе. Главная задача кружка состоит в том,
чтобы помочь ребёнку развиваться как личности, проявляющей свой творческий
потенциал, выбирающей при этом оптимальные виды деятельности. Мною сделана
попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с
акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 5 до 7 лет, а
также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной
деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания:
уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное
общение дошкольников.
Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в
повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы
даёт возможность детям в течение трёх лет изучать и проживать одни и те же обряды,
праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и
уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы
является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно –
воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в
жизнь ребёнка.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих
трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы
эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы.
А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные
дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и
движение. В соединение этих трёх компонентов образуется эмоциональность
дошкольников.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его,
но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения
учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых.
Проявлять заботу и великодушие к природе.
Программа «Калинка» предполагает комплексное изучение следующих разделов:
Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».
Раздел 2. «Народная песня».
Раздел 3. «Игровой фольклор».
Раздел 4. «Хоровод».
Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».

В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей,
чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок
погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно
накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические
рекомендации.
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в
течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство
простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых,
песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к
исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного
репертуара, и, как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения,
театрализованные представления для детей и взрослых, а также с участием родителей.

Формы подведения итогов:
Занятия интегрированного типа;
Развлечения;
Театрализованные представления, концерты;
Календарные праздники;
Видео и фотоматериалы;
Отзывы родителей, педагогов ДОУ.
Цель работы кружка: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.
Задачи программы:
Образовательные:




Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством,
традиционными праздниками;
Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина
(хозяйку), мужа (жену).

Воспитательные:



Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к
традициям своего народа и труду людей;

Развивающие:




Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
Развивать восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкальнослуховые представления;




Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного
типа.
Методические приемы:
наглядный, словесный, практический;
беседы с детьми;
наблюдение за природой;
слушание русских народных песен, сказок;
разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с
привлечением родителей;
инсценировки песен и малых фольклорных форм;
ручной труд.
Организация работы кружка:
Программа рассчитана на 1 год (34 занятия). 4 раза в месяц в определённый день недели
(1 занятие в неделю). Продолжительность занятия - 30 мин. (старший дошкольный
возраст), 35 мин (подготовительная к школе группа). Количество детей в группе – 10
человек.
Программой предусмотрено проведение:
– тематических занятий – 22;
– доминантных занятий – 4;
– развлечений – 4 (“Русская ярмарка”, “Новогодний сапожок”, “Василий–капельник”,
“Ярилины игры”);
– интегрированных занятий – 4 (“Осенний парк”, “Мир игрушек”, “Воробьиная
дискотека”, “Город мастеров”).
.Структура занятия с детьми 6-7 лет.
1. Приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Основная часть: Беседа, пение, инсценировки.
Музыкально-ритмические движения, музицирование.
1. Игра.
2. Релаксация.
Ожидаемые результаты реализации программы:
*Показ сценок с любым видом театра. Уметь импровизировать.
*Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора.

*С желанием участвовать в любом виде деятельности.
*Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь
рассказать об этом.
*Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.
*Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией.
*Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста»,
«ниточка с иголочкой».
*Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные
инструменты (рубель, пила, гребень).
*Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
*Передавать полученный опыт малышам.

Взаимодействие со специалистами и родителями
Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов
ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социальнонравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые
навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в
роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам;
участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и
навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами
результатов.
Методические рекомендации к реализации программы
Данная программа рекомендована воспитателям и музыкальным руководителям детских
садов, а также, педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками
по эстетическому воспитанию и изучению народного творчества.
Необходимые условия реализации программы
Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и
шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды
театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
РАЗДЕЛ I. «Детский музыкальный фольклор»
ТЕМА 1. «Потешки, приговорки, заклички».

Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о
материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни,
раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная
темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с
музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие
проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.
ТЕМА 2. «Колыбельные песни, пестушки».
Предназначение данных произведений. Постижение народно-попевочного словаря,
лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом
интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию
на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.
ТЕМА 3. «Считалки, дразнилки, частушки».
Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие
музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить
придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов,
соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

РАЗДЕЛ II. «Народные песни»
ТЕМА 1. «Календарные песни».
Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам
(связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно
передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов,
выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.
ТЕМА 2. «Свадебные песни».
Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями свадебной
игры. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к
ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их
роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных
жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.
ТЕМА 3. «Лирическая песня».
Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую
линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь,
выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за
правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.
РАЗДЕЛ III. «Игровой фольклор»
ТЕМА 1. «Песенный припев».
Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Обработка навыков пения.
Передача образа, характера в пении.

ТЕМА 2. «Движения, театрализованное действо».
Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером
музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к
логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать
игровой образ.
РАЗДЕЛ IV. «Хоровод»
ТЕМА 1, 2. «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».
Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический
(разыгрывание сюжета). Обработка хореографических движений. Добиваться
выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с
пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.
РАЗДЕЛ V. «Игра на детских музыкальных инструментах»
ТЕМА 1. «Знакомство с народными инструментами».
Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными
навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения.
Учить определять тембр музыкальных инструментов. 3 знакомство с элементами нотной
грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая
ритмическое и тембровое разнообразие музыки.
ТЕМА 2. «Ансамблевая игра».
Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре
своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения.
Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в
соответствии с частями произведения, его вариациями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СЕНТЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 1.
1. Беседа о календарных песнях. Слушание песни (по усмотрению музыкального
руководителя).
1. Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим».
2. Игра «Капуста», «Огородная» и др.
3. Игра на детских музыкальных инструментах (шумовых).
ЗАНЯТИЕ 2.
1. Слушание (по усмотрению музыкального руководителя). Беседа о содержании
песни, особенностях ее исполнения.
2. Распевание. Закличка «Осень, осень, в гости просим».
3. Разучивание слов к хороводу «Как пошли наши подружки».

4. Игра «Капуста», «Огородник».
ЗАНЯТИЕ 3.
1. Разучивание хоровода «Как пошли наши подружки».
2. Беседа о свадебных, обрядовых песнях. Слушание песни «Ой, где был сокол?».
Знакомство со звеньями свадебной игры.
3. Игра «Колечко»
4. Знакомство с русским народным инструментом – трещоткой или др.
ЗАНЯТИЕ 4.
1. Обучение элементам нотной грамоты.
2. Хоровод « Как пошли наши подружки».
3. Слушание «Ой, где был сокол?». Выделение эпитетов, метафор,
поэтических параллелей (невеста – белая лебедушка, молодая яблонька;
жених - сизый селезень, ясный сокол). Своеобразие мелодии, поэтического изложения.
4. Игра «Колечко».
ОКТЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 1.
1.
2.
3.
4.

Обучение элементам нотной грамоты.
Разучивание частушек.
Хоровод «Как пошли наши подружки».
Игра «Мельница»
ЗАНЯТИЕ 2.

1.
2.
3.
4.

Исполнение частушек.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Хоровод « Как пошли наши подружки».
Игра « Мельница».
ЗАНЯТИЕ 3.

Проведение фольклорного праздника «Русская ярмарка».
ЗАНЯТИЕ 4.
1. Беседа о прошедшем празднике.
2. Разучивание песни «Говорят у нас вот так!».
3. Игры по желанию детей.
НОЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 1.

1. Беседа о предназначении потешек.
2. Разучивание потешки «Иванушка»
3. Песня «Говорят у нас вот так!».
4. Исполнение заклички «Осень, осень в гости просим!».
5. Игра «Мельница».
ЗАНЯТИЕ 2.
1.
2.
3.
4.

Беседа о колыбельных песнях «Гули».
Разучивание песни «Вдоль по улице ребятушки идут».
Исполнение песни «Говорят у нас вот так!».
Игра «Горшок».

ЗАНЯТИЕ 3.
1. Заучивание потешек «на сон»: «Баю - баю - баюшки» и др.
2. Слушание колыбельной «Гули».
3. Пение «Вдоль по улице ребятушки идут», «Гости»
4. Игра «Всем, Надюша, расскажи».
ЗАНЯТИЕ 4.
1. Обучение элементам нотной грамоты. Игра на детских музыкальных
инструментах.
2. Слушание дразнилок. Заучивание «Барашеньки крутороженьки».
3. Песня «Как у наших у ворот».
4. Игра «Капуста».
ДЕКАБРЬ
ЗАНЯТИЕ 1.
1. Беседа о празднике «Святки» (от Рождества до Крещения), о традициях,
обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни.
2. Разучивание Рождественских колядок.
3. Разучивание слов к хороводу «Ой ты, зимушка - зима». Повторение
знакомых песен.
4. Игра «Пирог».
ЗАНЯТИЕ 2.
1. Слушание «Авсень - коляда». Беседа о содержании песни, характер её
исполнения.
2. Разучивание Рождественских колядок (для скупых хозяев).
3. Хоровод «Ой, ты, зимушка - зима!».

4. Игра на детских музыкальных инструментах.
ЗАНЯТИЕ 3.
1. Слушание «Авсень - коляда».
2. Разучивание прибаутки «Зайка белый».
З. Хоровод «Ой ты, зимушка - зима».
4. Игра на детских музыкальных инструментах.
ЗАНЯТИЕ 4.
1.
2.
3.
4.

Хоровод «Ой ты, зимушка - зима»
Повторение Рождественских колядок.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Игра «Метелица».

ЯНВАРЬ
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «Всех зовём на наши Святки»
ЗАНЯТИЕ 1.
1. Слушание «В низенькой светёлке». Определить характер песни, её
содержание.
2. Разучивание песни «Как повадился коток». Повторение песен по
желанию детей.
3. Игра «Льдинка».
ЗАНЯТИЕ 2.
1. Слушание «В низенькой светёлке».
2. Хоровод «Ой ты, Зимушка - зима».
3. Песня «Как повадился коток». «Говорят у нас вот так!».
4. Игра «Льдинка».
ЗАНЯТИЕ 3.
1.
2.
3.
4.

Беседа о колыбельных песнях. Слушание «Баю - баюшки-баю».
Разучивание пестушки.
Исполнение знакомых песен.
Игра «Мельница».

ФЕВРАЛЬ
ЗАНЯТИЕ 1.
1. Слушание «Баю - баю - баюшок».

2. Разучивание песни «Шёл Ванюша».
3. Повторение песни «Как повадился коток».
4. Игра - хоровод «Всем, Надюша, расскажи».
ЗАНЯТИЕ 2.
1. Беседа о празднике « Масленица», о традициях, обрядах. Слушание «Выходила наша
Масленица».
1. Разучивание приговорок «Подай, тётенька, блина», «Блин - блиночек».
2. Игра «Горшок».
ЗАНЯТИЕ 3.
1. Слушание «Выходила наша Масленица».
2. Разучивание слов к хороводу «А мы масленицу провожали».
3. Повторение прибауток, приговорок к масленице».
4. Игра «Горшок».
ЗАНЯТИЕ 4.
1. Разучивание песни «Блины».
2. Хоровод «А мы Масленицу провожали».
3. Игра «Сковорода».
МАРТ
ЗАНЯТИЕ 1.
1. Заучивание закличек о весне.
2. Пение «Блины», «Шёл Ванюша», «Как повадился коток».
3. Хоровод «А мы Масленицу провожаем».
4. Игра «Горшок».
ЗАНЯТИЕ 2.
ПРАЗДНИК «МАСЛЕННИЦА-КРИВОШЕЙКА»
ЗАНЯТИЕ 3.
1. Беседа о приходе весны и о быте крестьян, труде, связанным с этим
временем года. Слушание «Уж я сею - высеваю».
2. Разучивание слов к хороводу «Идет Матушка Весна».
3. Повторение знакомых песен.
4. Игра «Колечко».

ЗАНЯТИЕ 4.
1. Слушание «Уж я сею - высеваю».
2. Разучивание песни «Ой, сад во дворе».
3. Хоровод «Идет Матушка Весна».
4. Игра «Капуста».
АПРЕЛЬ
ЗАНЯТИЕ 1.
1. Слушание дразнилок, заучивание «Лентяй - лентяй».
2. Пение «Ой, сад во дворе», «Шёл, Ванюша».
1. Игра на детских музыкальных инструментах.
2. Хоровод «Идёт Матушка - Весна».
ЗАНЯТИЕ 2.
1. Беседа о празднике Пасхи. Знакомство с обрядами, играми.
2. Разучивание пасхальных приговорок.
3. Повторение знакомых песен.
4. Игра «Ручеёк».
ЗАНЯТИЕ 3.
ПРАЗДНИК «ПАСХА ХРИСТОВА»
МАЙ
ЗАНЯТИЕ 1.
1. Слушание песни «Утушка - луговая».
2. Заучивание заклички «Дождик, дождик, поливай!»
3. Хоровод «Вот уж скоро лето».
4. Игра на детских музыкальных инструментах.
5. Игра «Ручеёк».
ЗАНЯТИЕ 2.
1.
2.
3.
4.

Слушание «Утушка - луговая».
Разучивание песни «Я ль по садочку похаживала».
Повторение закличек.
Игра - хоровод «Всем, Надюша, расскажи».
ЗАНЯТИЕ 3.

1. Слушание колыбельной песни «Вы не дуйте, буйны ветры».
2. Разучивание песни к игре «Пчёлы».
3. Пение частушек.
4. Игра на детских музыкальных инструментах.
5. Игра в «Ворона».
ЗАНЯТИЕ 4.
1.
2.
3.
4.
5.

Слушание колыбельной песни « Вы не дуйте, буйны ветры».
Заучивание пестушки «Мое дитятко в дому».
Исполнение частушек.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Игра «Пчёлы».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Кол-во часов
Тема занятия
Теор. часть

Практ.часть

1.«Труд и наука – брат и сестра»

10 мин.

20 мин.

2.«Жихарка» – инсценировка для детей средней
группы

5 мин.

25 мин.

3.«У наших ворот всегда хоровод»

5 мин.

25 мин.

4.«Листопадничек» – интегрир. Занятие

10 мин.

20 мин.

5.«Осенние посиделки» – развлечение

5 мин.

35 мин.

6.«Покров»

10 мин.

20 мин.

7.«Как у нашей Дуни»

10 мин.

20 мин.

8.«Октябрь – свадебник»

10 мин.

20 мин.

9.«Сказка к нам пришла» – представление

5 мин.

25 мин.

10.«Кузьма – Демьян»

5 мин.

30 мин.

11.Варежковый театр – занятие с мамами

10 мин.

25 мин.

для средней группы.

12.«Матушка родимая» – развлечение с мамами

5 мин.

35 мин.

13.«Зимушка – сударушка»

10 мин.

25 мин.

14.«Шуба да кафтан»

10 мин.

25 мин.

15.«Спиридон – Солнцеворот» – театр бибабо для
средней группы.

5 мин.

30 мин.

16.«Новый год у ворот» – праздник

5 мин.

30 мин.

17.«На пороге – коляда»

10 мин.

25 мин.

18.«Страшные вечера» – развлечение

5 мин.

35 мин.

19.«Праздник валенка»

5 мин.

35 мин.

20.«В гостях у домового»

5 мин.

30 мин.

21.«Игры молодецкие» – с папами.

5 мин.

35 мин.

22.«Без песен мир тесен»

10 мин.

25 мин.

23.«Ждём весну»

10 мин.

25 мин.

24.«Как на масленой неделе»

5 мин.

30 мин.

25.«Марья – искусница» – занятие с мамами

5 мин.

30 мин.

26.«Сорок птах»

5 мин.

30 мин.

27.«Птицы летите, весну несите»

10 мин.

25 мин.

28.«Дуйте в дудки…»

10 мин.

25 мин.

29.«Красна речь поговоркою»

10 мин.

25 мин.

30.«Верба – вербочка»

10 мин.

25 мин.

31.«Пасхальный перезвон»

10 мин.

25 мин.

5 мин.

30 мин.

5 мин.

30 мин.

32.«Весну привечаем – игры затеваем»
33.«Приходите в гости к нам» – концерт
для детей и взрослых

4 ч. 05 мин.

Итого:

14 ч. 55 мин.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ
месяц

№

1.

2.

Тема

Задачи

1.Закреплять знания детей о календарных
осенних праздниках, их традициях и
«Труд и наука – брат и обрядах.
сестра»
2.Учить выполнять новое хороводное
«Жихарка»движение «капуста». Выразительно
инсценировка для
передавать движение в танце.
детей средней группы

сентябрь
3.

4.

3. Познакомить с новыми пословицами и
«У наших ворот всегда поговорками о труде, побуждать детей
осознанно использовать их в повседневной
хоровод»
жизни.
«Листопадничек»4. Продолжать учить аккуратно, работать с
интегрир. занятие
природным материалом, проявлять
фантазию и самостоятельность.
1. Учить понимать смысл праздников и их
обрядов.

1.

«Осенние посиделки»
развлечение
«Покров»

октябрь
2.
3.
4.

«Как у нашей Дуни»

2.Обогащать словарный запас детей
старинными словами: молодец, девица,
терем, светлица, горница.
3.Создавать и украшать народный костюм
совместно с мамами.
4.Знакомить детей со свадебными и
поцелуйными играми.

«Октябрь –свадебник» 5. Развивать речевую и эмоциональную
сферу ребенка, исполняя частушки,
потешки.
6.Знакомить детей с новым видом театра –
«Люди – куклы». Учить кукловождению.

1.

«Сказка к нам
пришла»представление
для средней группы.
«Кузьма - Демьян»

ноябрь
2.
3.

Варежковый театрзанятие с мамами
«Матушка родимая»развлечение с

4.

мамами

1.Закрепить знания детей о трудовых и
игровых хороводах. Эмоционально
передавать их переживания.
2.Учить детей выполнять танцевальное
движение «дробь», исполнять элемент
русского хоровода «капуста».
3.Познакомить детей с предметами быта,
которые использовались в качестве
музыкальных инструментов: деревянные
ложка, пила, гребень, рубель.
4.Привлекать детей к совместной трудовой
деятельности с мамами для создания
варежкового театра.
5. Учить детей правилам этикета

1.

декабрь

«Зимушка –
сударушка»

2.

«Шуба да кафтан»

3.

«Спиридон Солнцеворот»-театр
бибабо для средней
группы.

4.

«Новый год у ворот»праздник

«Страшные вечера»развлечение
«Праздник валенка»

3.

3.Пополнить песенный репертуар
произведениями о зиме.
4.Изготовить елочные игрушки для
малышей.

1.Дать более углубленное представление о
празднике – зимние Святки.
«На пороге - коляда»

2.

2.Совершенствовать навыки
кукловождения театра би-ба-бо. Развивать
интонационную выразительность речи в
театрализации.

5. Создать атмосферу радости и веселья на
празднике.

1.

январь

1. Обогащать словарный запас детей
старинными словами: кафтан, Спиридон,
солнцеворот и т.д..

2.Познакомить детей с предметами быта:
рушник, русская печь, ухват и т.д.)
3.Познакомить детей с обрядом –
колядование, инсценировать песни колядки.
4.Развивать воображение и фантазию детей
при изготовлении масок.
5. Поддерживать дух товарищества и

доброго соперничества при проведении игр
и забав.
6.Укреплять семейные связи в конкурсе на
лучшее украшение валенка.
7. Побуждать детей к импровизации в
свободном танце, используя знакомые
движения.
1. Продолжать знакомить детей с героями
народного эпоса.
1.

2.
февраль
3.

«В гостях у домового»

2. Воспитывать нравственные качества у
детей, поддерживать интерес к здоровому
образу жизни на примерах былинных
богатырей.

3. Расширять песенный репертуар,
«Игры молодецкие»- с
проявлять творческие способности в
папами.
инсценировке.
«Без песен мир тесен»
4. Учить правильному певческому дыханию
«Ждём весну»
и обращать внимание на четкую
артикуляцию в пении.
5.Разучить с детьми игровое движение –
«ручеек».

4.

6.Закрепить знания детей фольклорного
материала о весне.
1.Расширить знания детей о празднике –
Масленица и проведении масленичной
недели.

1.

2.

«Как на масленой
неделе»
«Марья - искусница»занятие с мамами

март

«Сорок птах»
3.
4.

«Птицы летите, весну
несите»

2. Познакомить с героиней русских
народных сказок – Марьей – искусницей,
украшать с ней рушник.
3. Разучить танец «Вологодские кружева»,
совершенствовать умение двигаться
хороводным шагом, выполнять
перестроения.
4. Учить детей чередовать различные
приемы игры на деревянных ложках.
5.Обращать внимание детей на взаимосвязь
природных явлений.

6.Познакомить детей с обрядом «Сороков».
1.Познакомить детей с праздниками–
Вербное воскресенье и Пасха.
1.

«Дуйте в дудки…»

2.

«Красна речь
поговоркою»

апрель
3.

«Верба - вербочка»

4.

«Пасхальный перезвон»

2. Разучить обрядовые игры.
3.Обогатить фольклорный репертуар
загадками, закличками о птицах и о весне.
4. Привлечь пап к изготовлению
скворечников совместно с детьми.
5.Закреплять навыки работы с тестом.
6. Развивать воображение и фантазию детей
при украшении пасхальных яиц.

1.

Май

2.

«Весну привечаем –
игры затеваем»
«Приходите в гости к
нам»- концерт
для детей и взрослых

1.Совершенствовать исполнительские
навыки детей в театрализации, пении,
танцах.
2.Побуждать детей свободно использовать
устный и музыкальный фольклорный
материал.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. БардинаП.Е Жили - были. - Томск: изд. Томского университета, - 1997г.- 222с.
2. Бекина С.И. “Музыка и движение”. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6
3. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством.
– С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.
4. Буренина А.И.. “Ритмическая мозаика” (Программа по ритмической пластике для
детей).
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
6. Закон РФ «Об образовании» (в редакции 20.07.2004 года).
7. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. “Танцы в детском саду.”
8. Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С.Петербург, 2002.
9. Каплунова И., Новоскольцева И.. “Как у наших у ворот”, “Пойди туда, не знаю куда”,
“Этот удивительный ритм”.
10. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.

11. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. - С.-Петербург, 1998.
12. Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е.. – М.: Академия., 2004.
13. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное
воспитание, № 5/1993.
14. Медведева М.. “А мы просо сеяли”.
15. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск,
Просвещение, 1987.
16. Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный
центр ВЛАДОС - 1999г. – 216с.
17. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным
процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. - М, 2006.
18. Михайлова М.А., Воронина Н.В.. “Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
19. Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов.
композитор, - 1988г.- 190с.
20. Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.
21. Немов Р.С. Психология. – М., 1999.
22. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных
способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.
23. Посвянская Н.П. От зимы до осени. - М.: Детская литература -1979г.-286с.
24. Смирнов С. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
25. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед.
Общества, 1994.
26. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед.
Общества, 1994.
27. Тихонова М.В. Красна изба.- С.-Петербург, 2000.
28. Федорова Г.П.. “Пой, пляши, играй от души”.
29. Штанько. И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход М.: ТЦ, 2007.
30. Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В., Екжанова Е.А.
Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования.- М.: «Просвещение», 2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».