парциальная программа Азбука общения (1) (1)

Паспорт программы
Направленность
Тип программы
Уровень освоения
Срок реализации программы
Возраст детей, на которых рассчитана программа
Программа разработана
Утверждена на педагогическом совете

коммуникативная
модифицированная
общеразвивающий
1 год
3-4 лет
в 2023 году
28.08.2023 год

Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая
программа «Азбука общения»
имеет
коммуникативную направленность.
Актуальность
В соответствии с Законом "Об образовании" речевое развитие детей является одним
из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Оно рассматривается как
развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и
звукового, словаря, осознание состава слов, развитие умений и навыков связной речи.
Развитие речи детей – одна из главнейших задач. В данной программе основное
место отводится активизации словаря детей.
Педагогическая целесообразность
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему
развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой
речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие
словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
При реализации программы необходимо исходить из следующего: главная ценность,
которую приобретает ребенок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем
больше у ребенка навыков, чем больше у него полезных привычек, тем легче ему будут
даваться знания.
Целеполагание
Целью программы является развитие и совершенствование речи дошкольников через
познавательную деятельность.




Задачи программы
Обогащение словаря детей
Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли.
Развитие артикуляции и фонематического слуха.
Организация деятельности
1 раз в неделю по 15 минут, всего – 8 часов (34 недели, по 15 минут).
Срок реализации программ. Возраст обучающихся.
Программа рассчитана на один год обучения для детей второй младшей группы 3-4

лет.
Особенности программы

1.
Программа разработана на основе методических рекомендаций
Система М. Монтессори. Теория и практика. М. Г. Сорокова. – Москва,
«Академия»,2005 г.
Данная программа дополняет материал, который дети осваивают во время
образовательной деятельности. При составлении комплексно – тематического плана работы
учитывается то, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов по
характеру и объему отличной друг от друга, учитываются индивидуальные особенности
детей.
Основная задача педагога - формировать у детей умение рассуждать, четко выражая
свои мысли. Педагог на основе изучения личностных особенностей каждого ребенка,
находит индивидуальный подход, позволяющий благоприятно формировать всесторонне
развитую личность.
Форма обучения
Предполагается коллективно – групповая форма обучения, так как содержание
базовых тем предусматривает освоение элементарных знаний, умений и навыков,
воспроизведение и прочное закрепление и дифференцированная форма обучения, так
как обучение ведётся как со всем коллективом, так и индивидуально.
Ожидаемый результат
 самостоятельно согласовывать и образовывать слова.
 быстро находить, подбирать наиболее точное слово.
 внимательно слушать педагога, действовать по предложенному плану,
самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу.
Методическое сопровождение программы
Основополагающими принципами программы являются:
1. Принцип гуманизации.
2. Принцип сознательности.
3. Принцип доступности.
4. Принцип наглядности.
5. Принцип комплексности, системности и последовательности.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса:
Методы








наглядный
словесный
практический
проблемный
оценочный
создание воспитывающих ситуаций
эмоциональное воздействие













Приемы
анализ и установление причинноследственных связей
проблемные вопросы и ситуации
образец рассказа
художественное
слово
(стихи,
загадки, пословицы, поговорки)
беседа по прочитанному
пальчиковая гимнастика
самостоятельное моделирование
коллективная работа детей
физминутки
сюрпризный момент
анализ работы

КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СЕНТЯБРЬ
Неделя
1 неделя,2
неделя
3 неделя

Тема
Адаптация в саду.

4 неделя

Упражнения
практической
жизни

Неделя
1 неделя

Тема
Развитие речи

Развитие речи.

1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Овощи».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «М».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по месту
расположения в слове); развивать мелкую моторику,
сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.26-27.
«Вводные или подготовительные упражнения»
Программное содержание: научить детей переносить
различные предметы тихо и аккуратно (стул, поднос с
материалом и т.д.), перекладывать ложкой крупу,
пересыпать и переливать из одного кувшина в другой
воду и сыпучие продукты.
Цель: развивать внимание, координацию движений,
мелкую моторику, самостоятельность.
1) «Основные упражнения практической жизни».
Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. 1- 5, 15- 24.
2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Стр.19- 22,
26-30.

ОКТЯБРЬ

2 неделя

1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Ягоды».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «З».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по
месту расположения в слове); развивать мелкую
моторику, сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.28-29.
Сенсорное воспитание «Размер 1»
Программное содержание: визуальное различение

величины в одном или двух измерениях при
неизменной форме, занятие с блоками цилиндров,
введение понятий размеров (толстый- тонкий,
большой- маленький и т.д.), в том числе в
сравнительной степени.
Цель: визуальное различение величины в одном или
двух измерениях при неизменной форме, научить
сравнивать предметы по величине, выстраивать
сериационный ряд, развивать мелкую моторику.

3 неделя

Упражнения
практической жизни

4 неделя

Исследовательская
деятельность

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Стр. 86- 89.
«Вводные или подготовительные упражнения»
Программное содержание: научить детей переносить
различные предметы тихо и аккуратно (стул, поднос с
материалом и т.д.), перекладывать ложкой крупу,
пересыпать и переливать из одного кувшина в другой
воду и сыпучие продукты.
Цель: развивать внимание, координацию движений,
мелкую моторику, самостоятельность.
1) «Основные упражнения практической жизни».
Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. 1- 5, 15- 24.
2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е.
Хилтунен. Стр.19- 22,
26-30.
«Плавает или тонет»
Цель: поощрять ребенка исследовать, определить
какие предметы плавают, а какие тонут, обучать
простой классификации, уметь делать выводы по
наблюдениям.
«Работа в лаборатории для дошкольных Монтессоригрупп. Часть 1. Вода» стр. 5- 8.
НОЯБРЯ

Неделя
1 неделя

Тема
Развитие речи

2 неделя

Познавательное
развитие

1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Фрукты».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «П».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по
месту расположения в слове); развивать мелкую
моторику, сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.26-27.
1.Занятия с числовыми красно- синими штангами,
счет от 1 до 5.

3 неделя

4 неделя

2.Занятия с шершавыми цифрами 1, 2, 3.
3.Соотнесение количества и соответствующих цифр
от 1 до 3, используя числовые красно – синие штанги.
Цель: обучение счету от 1 до 10; освоение
изображения и написания цифровых знаков, развитие
мелкой моторики, зрительной и тактильной памяти;
сопоставление количества и цифры, его
обозначающей; знакомство со значением нуля;
различение геометрических фигур круга, квадрата,
треугольника, прямоугольника и их свойств.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Математика. Стр. 245-249.
Сенсорное воспитание «Размер 2»
Программное содержание: визуальное различение
величины в одном или двух измерениях при
неизменной форме, занятия с розовой башней,
введение понятий размеров (толстый- тонкий,
большой- маленький и т.д.), в том числе в
сравнительной степени.
Цель: визуальное различение величины в одном или
двух измерениях при неизменной форме, научить
сравнивать предметы по величине, выстраивать
сериационный ряд, развивать мелкую моторику.

Исследовательская
деятельность

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Стр. 92- 94.
«Какая она вода» (цвет, запах ,форма)
Цель:выяснить что вода не имеет запаха, не имеет
собственной формы, а принимает форму сосуда, в
которую её наливают.
«Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори групп. Часть 1. Вода» стр. 9-14.
ДЕКАБРЬ

Неделя
1 неделя

Тема
Развитие речи

2 неделя

Познавательное
развитие

1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Дикие животные».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «А».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по
месту расположения в слове); развивать мелкую
моторику, сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.30-31..
1.Занятия с числовыми красно- синими штангами, счет
от 1 до 5.
2.Занятия с шершавыми цифрами 3, 4,5.

3 неделя

4 неделя

Упражнения
практической жизни

Сенсорное
воспитание

Цель: обучение счету от 1 до 10; освоение изображения
и написания цифровых знаков, развитие мелкой
моторики, зрительной и тактильной памяти;
сопоставление количества и цифры, его обозначающей;
знакомство со значением нуля; различение
геометрических фигур круга, квадрата, треугольника,
прямоугольника и их свойств.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Математика. Стр. 257-261.
Забота о самом себе»
Программное содержание: занятие детей с рамками –
застежками следующих видов: банты, шнуровки,
булавки.
Цель: развивать мелкую моторику, концентрацию
внимания, самостоятельность, координацию движений,
последовательность действий.
«Основные упражнения практической жизни».
Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 47-63.
«Слух»
Программное содержание: занятие с шумовыми
цилиндрами, научить находить пары одинаково
шумящих цилиндров, ввести понятие громко-тихо,
сравнивать звучание.
Цель: развивать и утончать слух, подготавливать к
восприятию музыки, пробуждать акустическое
внимание.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Стр. 123-124.
ЯНВАРЬ

Неделя
3 неделя

Тема
Сенсорное
воспитание

«Тепловое восприятие»
Программное содержание: занятие с табличками из
различных материалов (дерево, железо, стекло, камень)
на их узнавание, составление на ощупь пар табличек
одинаковых по теплоте материала из которого они
сделаны.
Цель: развивать тепловые ощущения от различных
материалов, знакомить их с свойствами и применением в
окружающей среде.

4 неделя

Развитие речи

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Стр. 118.
1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Одежда».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «Ж».
3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической

рамкой – вкладышем «трапеция».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по месту
расположения в слове); развивать мелкую моторику,
сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.31-32.
ФЕВРАЛЬ
Неделя
1 неделя

Тема
Развитие речи

2 неделя

Познавательное
развитие

3 неделя

Сенсорное
воспитание

1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Посуда».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «В, Г».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по
месту расположения в слове); развивать мелкую
моторику, сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.33-34.
1.Занятия с числовыми красно- синими штангами, счет
от 5 до 10.
2.Занятия с шершавыми цифрами 5, 6, 7.
3.Соотнесение количества и соответствующих цифр от
1 до 7, используя материал чипсы и карточки с
цифрами.
Цель: обучение счету от 1 до 10; освоение изображения
и написания цифровых знаков, развитие мелкой
моторики, зрительной и тактильной памяти;
сопоставление количества и цифры, его обозначающей;
знакомство со значением нуля; различение
геометрических фигур круга, квадрата, треугольника,
прямоугольника и их свойств.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Математика. Стр. 265-269.
«Геометрические тела»
Программное содержание: знакомство с
геометрическими телами, их свойствами, введение
понятий шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма.
Цель: развитие стереогностического восприятия,
подготовка к изучению математики, концентрация
внимания, развития мускульного чувства.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.

4 неделя

Упражнения
практической жизни

Стр. 130-132.
«Забота об окружающей среде»
Программное содержание: научить детей протирать
пыль, сметать со стола мусор, мыть стол.
Цель: развивать самостоятельность, умение заботится
об окружающей среде, познакомить с предметами
существующими в помощь людям, воспитывать
аккуратность, эстетическое восприятие.
1) «Основные упражнения практической жизни».
Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 77-79.
2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е.
Хилтунен. Стр. 37-38, 65-66.
МАРТ

Неделя
1 неделя

Тема
Развитие речи

2 неделя

Познавательное
развитие

3 неделя

Развитие речи

1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Муз.инструменты».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «И, Н».
3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической
рамкой – вкладышем «круг».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по
месту расположения в слове); развивать мелкую
моторику, сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.34-36.
1.Занятия с числовыми красно- синими штангами,
счет от 5 до 10.
2.Занятия с шершавыми цифрами 7, 8, 9.
3.Соотнесение количества и соответствующих цифр
от 1 до 9, используя материал веретена.
Цель: обучение счету от 1 до 10; освоение
изображения и написания цифровых знаков, развитие
мелкой моторики, зрительной и тактильной памяти;
сопоставление количества и цифры, его
обозначающей; знакомство со значением нуля;
различение геометрических фигур круга, квадрата,
треугольника, прямоугольника и их свойств.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Математика. Стр. 269-273.
1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Рабочие
инструменты».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «О, Т».
3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической
рамкой – вкладышем «круг».

4 неделя

Исследовательская
деятельность

Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по
месту расположения в слове); развивать мелкую
моторику, сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.34-36.
«Сортировка предметов»
Программное содержание: занятие с набором мелких
предметов, которые ребенок сортирует в
определенные группы.
Цель: развивать умение сравнивать, анализировать
сортировать предметы, выстраивать связи со своими
визуальными представлениями.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Стр. 134-135.
АПРЕЛЬ

Неделя
1 неделя

Тема
Развитие речи

2 неделя

Познавательное
развитие

1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Рыбы».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «У, Ф».
3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической
рамкой – вкладышем «овал».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по
месту расположения в слове); развивать мелкую
моторику, сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.36-38.
1.Занятия с числовыми красно- синими штангами, счет
от 1 до 10.
2.Занятия с шершавыми цифрами 7, 8, 9.
3.Соотнесение количества и соответствующих цифр от
1 до 9, используя материал веретена.
Цель: обучение счету от 1 до 10; освоение изображения
и написания цифровых знаков, развитие мелкой
моторики, зрительной и тактильной памяти;
сопоставление количества и цифры, его обозначающей;
знакомство со значением нуля; различение
геометрических фигур круга, квадрата, треугольника,
прямоугольника и их свойств.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Математика. Стр. 273-277.

3 неделя

Развитие речи

4 неделя

Сенсорное
воспитание

1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Насекомые».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «Д, Х».
3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической
рамкой – вкладышем «овал».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по
месту расположения в слове); развивать мелкую
моторику, сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.36-38.
«Сортировка предметов»
Программное содержание: занятие с набором мелких
предметов, которые ребенок сортирует в определенные
группы.
Цель: развивать умение сравнивать, анализировать
сортировать предметы, выстраивать связи со своими
визуальными представлениями.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Стр. 134-135.
МАЙ

Неделя
1 неделя

Тема
Развитие речи

2 неделя

Упражнения
практической
жизни

1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Цветы».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «Ч, Щ».
3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической
рамкой – вкладышем «четырехлистник».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по месту
расположения в слове); развивать мелкую моторику,
сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.38-41
«Особая форма движения»
Программное содержание: установить тишину в
комнате, научится её сохранять, стараться быть
неподвижным непродолжительное время.
Цель: воспитывать осознанное восприятие тишины,
развивать самообладание, концентрацию внимания,
терпение, умение раслаблятся.

3 неделя

Развитие речи

4 неделя

Диагностика

1) «Основные упражнения практической жизни».
Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 29-31.
2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Стр. 74-78.
1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Деревья».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «С, Я».
3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической
рамкой – вкладышем «четырехлистник».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по месту
расположения в слове); развивать мелкую моторику,
сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр. 38-41

Список используемой литературы:
2. Система М. Монтессори. Теория и практика. М. Г. Сорокова. – Москва,
«Академия»,2005 г.
3. Образовательная программа для групп3-6 лет по методу Монтессори. - Снежинск,
2002 г.
4. Основные упражнения практической жизни, Пермякова Л.В., Смирнова Н. Н. –
Снежинск, 2004 г.
5. Развитие речи, обучение письму в дошкольных Монтессори-группах, Снежинск,
2002 г.
6. Работа в лаборатории для дошкольныхМонтессори-групп. Часть 1, Часть 2, Часть 3.–
Снежинск, 2004г.
7. Практическая Монтессори- педагогика, Е. Хилтунен, Москва 2005 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».