Паспорт программы Направленность Тип программы Уровень освоения Срок реализации программы Возраст детей, на которых рассчитана программа Программа разработана Утверждена на педагогическом совете коммуникативная модифицированная общеразвивающий 1 год 3-4 лет в 2023 году 28.08.2023 год Пояснительная записка Направленность программы Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука общения» имеет коммуникативную направленность. Актуальность В соответствии с Законом "Об образовании" речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Оно рассматривается как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового, словаря, осознание состава слов, развитие умений и навыков связной речи. Развитие речи детей – одна из главнейших задач. В данной программе основное место отводится активизации словаря детей. Педагогическая целесообразность Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. При реализации программы необходимо исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребенок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребенка навыков, чем больше у него полезных привычек, тем легче ему будут даваться знания. Целеполагание Целью программы является развитие и совершенствование речи дошкольников через познавательную деятельность. Задачи программы Обогащение словаря детей Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Развитие артикуляции и фонематического слуха. Организация деятельности 1 раз в неделю по 15 минут, всего – 8 часов (34 недели, по 15 минут). Срок реализации программ. Возраст обучающихся. Программа рассчитана на один год обучения для детей второй младшей группы 3-4 лет. Особенности программы 1. Программа разработана на основе методических рекомендаций Система М. Монтессори. Теория и практика. М. Г. Сорокова. – Москва, «Академия»,2005 г. Данная программа дополняет материал, который дети осваивают во время образовательной деятельности. При составлении комплексно – тематического плана работы учитывается то, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов по характеру и объему отличной друг от друга, учитываются индивидуальные особенности детей. Основная задача педагога - формировать у детей умение рассуждать, четко выражая свои мысли. Педагог на основе изучения личностных особенностей каждого ребенка, находит индивидуальный подход, позволяющий благоприятно формировать всесторонне развитую личность. Форма обучения Предполагается коллективно – групповая форма обучения, так как содержание базовых тем предусматривает освоение элементарных знаний, умений и навыков, воспроизведение и прочное закрепление и дифференцированная форма обучения, так как обучение ведётся как со всем коллективом, так и индивидуально. Ожидаемый результат самостоятельно согласовывать и образовывать слова. быстро находить, подбирать наиболее точное слово. внимательно слушать педагога, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу. Методическое сопровождение программы Основополагающими принципами программы являются: 1. Принцип гуманизации. 2. Принцип сознательности. 3. Принцип доступности. 4. Принцип наглядности. 5. Принцип комплексности, системности и последовательности. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: Методы наглядный словесный практический проблемный оценочный создание воспитывающих ситуаций эмоциональное воздействие Приемы анализ и установление причинноследственных связей проблемные вопросы и ситуации образец рассказа художественное слово (стихи, загадки, пословицы, поговорки) беседа по прочитанному пальчиковая гимнастика самостоятельное моделирование коллективная работа детей физминутки сюрпризный момент анализ работы КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕНТЯБРЬ Неделя 1 неделя,2 неделя 3 неделя Тема Адаптация в саду. 4 неделя Упражнения практической жизни Неделя 1 неделя Тема Развитие речи Развитие речи. 1.Расширение словарного запаса: занятие с набором карточек или муляжей на тему «Овощи». 2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких предметов, начинающихся на звук «М». Цель: обогащать словарь детей (учить различать и называть живые существа и предметы окружающего мира, подбирать обобщающие слова); развивать фонематический слух (отрабатывать правильное произношение звуков, дифференцировать звук по месту расположения в слове); развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию. «Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори – группах. » стр.26-27. «Вводные или подготовительные упражнения» Программное содержание: научить детей переносить различные предметы тихо и аккуратно (стул, поднос с материалом и т.д.), перекладывать ложкой крупу, пересыпать и переливать из одного кувшина в другой воду и сыпучие продукты. Цель: развивать внимание, координацию движений, мелкую моторику, самостоятельность. 1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. 1- 5, 15- 24. 2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр.19- 22, 26-30. ОКТЯБРЬ 2 неделя 1.Расширение словарного запаса: занятие с набором карточек или муляжей на тему «Ягоды». 2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких предметов, начинающихся на звук «З». Цель: обогащать словарь детей (учить различать и называть живые существа и предметы окружающего мира, подбирать обобщающие слова); развивать фонематический слух (отрабатывать правильное произношение звуков, дифференцировать звук по месту расположения в слове); развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию. «Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори – группах. » стр.28-29. Сенсорное воспитание «Размер 1» Программное содержание: визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменной форме, занятие с блоками цилиндров, введение понятий размеров (толстый- тонкий, большой- маленький и т.д.), в том числе в сравнительной степени. Цель: визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменной форме, научить сравнивать предметы по величине, выстраивать сериационный ряд, развивать мелкую моторику. 3 неделя Упражнения практической жизни 4 неделя Исследовательская деятельность «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 86- 89. «Вводные или подготовительные упражнения» Программное содержание: научить детей переносить различные предметы тихо и аккуратно (стул, поднос с материалом и т.д.), перекладывать ложкой крупу, пересыпать и переливать из одного кувшина в другой воду и сыпучие продукты. Цель: развивать внимание, координацию движений, мелкую моторику, самостоятельность. 1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. 1- 5, 15- 24. 2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр.19- 22, 26-30. «Плавает или тонет» Цель: поощрять ребенка исследовать, определить какие предметы плавают, а какие тонут, обучать простой классификации, уметь делать выводы по наблюдениям. «Работа в лаборатории для дошкольных Монтессоригрупп. Часть 1. Вода» стр. 5- 8. НОЯБРЯ Неделя 1 неделя Тема Развитие речи 2 неделя Познавательное развитие 1.Расширение словарного запаса: занятие с набором карточек или муляжей на тему «Фрукты». 2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких предметов, начинающихся на звук «П». Цель: обогащать словарь детей (учить различать и называть живые существа и предметы окружающего мира, подбирать обобщающие слова); развивать фонематический слух (отрабатывать правильное произношение звуков, дифференцировать звук по месту расположения в слове); развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию. «Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори – группах. » стр.26-27. 1.Занятия с числовыми красно- синими штангами, счет от 1 до 5. 3 неделя 4 неделя 2.Занятия с шершавыми цифрами 1, 2, 3. 3.Соотнесение количества и соответствующих цифр от 1 до 3, используя числовые красно – синие штанги. Цель: обучение счету от 1 до 10; освоение изображения и написания цифровых знаков, развитие мелкой моторики, зрительной и тактильной памяти; сопоставление количества и цифры, его обозначающей; знакомство со значением нуля; различение геометрических фигур круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и их свойств. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Математика. Стр. 245-249. Сенсорное воспитание «Размер 2» Программное содержание: визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменной форме, занятия с розовой башней, введение понятий размеров (толстый- тонкий, большой- маленький и т.д.), в том числе в сравнительной степени. Цель: визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменной форме, научить сравнивать предметы по величине, выстраивать сериационный ряд, развивать мелкую моторику. Исследовательская деятельность «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 92- 94. «Какая она вода» (цвет, запах ,форма) Цель:выяснить что вода не имеет запаха, не имеет собственной формы, а принимает форму сосуда, в которую её наливают. «Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори групп. Часть 1. Вода» стр. 9-14. ДЕКАБРЬ Неделя 1 неделя Тема Развитие речи 2 неделя Познавательное развитие 1.Расширение словарного запаса: занятие с набором карточек или муляжей на тему «Дикие животные». 2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких предметов, начинающихся на звук «А». Цель: обогащать словарь детей (учить различать и называть живые существа и предметы окружающего мира, подбирать обобщающие слова); развивать фонематический слух (отрабатывать правильное произношение звуков, дифференцировать звук по месту расположения в слове); развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию. «Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори – группах. » стр.30-31.. 1.Занятия с числовыми красно- синими штангами, счет от 1 до 5. 2.Занятия с шершавыми цифрами 3, 4,5. 3 неделя 4 неделя Упражнения практической жизни Сенсорное воспитание Цель: обучение счету от 1 до 10; освоение изображения и написания цифровых знаков, развитие мелкой моторики, зрительной и тактильной памяти; сопоставление количества и цифры, его обозначающей; знакомство со значением нуля; различение геометрических фигур круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и их свойств. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Математика. Стр. 257-261. Забота о самом себе» Программное содержание: занятие детей с рамками – застежками следующих видов: банты, шнуровки, булавки. Цель: развивать мелкую моторику, концентрацию внимания, самостоятельность, координацию движений, последовательность действий. «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 47-63. «Слух» Программное содержание: занятие с шумовыми цилиндрами, научить находить пары одинаково шумящих цилиндров, ввести понятие громко-тихо, сравнивать звучание. Цель: развивать и утончать слух, подготавливать к восприятию музыки, пробуждать акустическое внимание. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 123-124. ЯНВАРЬ Неделя 3 неделя Тема Сенсорное воспитание «Тепловое восприятие» Программное содержание: занятие с табличками из различных материалов (дерево, железо, стекло, камень) на их узнавание, составление на ощупь пар табличек одинаковых по теплоте материала из которого они сделаны. Цель: развивать тепловые ощущения от различных материалов, знакомить их с свойствами и применением в окружающей среде. 4 неделя Развитие речи «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 118. 1.Расширение словарного запаса: занятие с набором карточек или муляжей на тему «Одежда». 2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких предметов, начинающихся на звук «Ж». 3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической рамкой – вкладышем «трапеция». Цель: обогащать словарь детей (учить различать и называть живые существа и предметы окружающего мира, подбирать обобщающие слова); развивать фонематический слух (отрабатывать правильное произношение звуков, дифференцировать звук по месту расположения в слове); развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию. «Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори – группах. » стр.31-32. ФЕВРАЛЬ Неделя 1 неделя Тема Развитие речи 2 неделя Познавательное развитие 3 неделя Сенсорное воспитание 1.Расширение словарного запаса: занятие с набором карточек или муляжей на тему «Посуда». 2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких предметов, начинающихся на звук «В, Г». Цель: обогащать словарь детей (учить различать и называть живые существа и предметы окружающего мира, подбирать обобщающие слова); развивать фонематический слух (отрабатывать правильное произношение звуков, дифференцировать звук по месту расположения в слове); развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию. «Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори – группах. » стр.33-34. 1.Занятия с числовыми красно- синими штангами, счет от 5 до 10. 2.Занятия с шершавыми цифрами 5, 6, 7. 3.Соотнесение количества и соответствующих цифр от 1 до 7, используя материал чипсы и карточки с цифрами. Цель: обучение счету от 1 до 10; освоение изображения и написания цифровых знаков, развитие мелкой моторики, зрительной и тактильной памяти; сопоставление количества и цифры, его обозначающей; знакомство со значением нуля; различение геометрических фигур круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и их свойств. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Математика. Стр. 265-269. «Геометрические тела» Программное содержание: знакомство с геометрическими телами, их свойствами, введение понятий шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма. Цель: развитие стереогностического восприятия, подготовка к изучению математики, концентрация внимания, развития мускульного чувства. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. 4 неделя Упражнения практической жизни Стр. 130-132. «Забота об окружающей среде» Программное содержание: научить детей протирать пыль, сметать со стола мусор, мыть стол. Цель: развивать самостоятельность, умение заботится об окружающей среде, познакомить с предметами существующими в помощь людям, воспитывать аккуратность, эстетическое восприятие. 1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 77-79. 2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 37-38, 65-66. МАРТ Неделя 1 неделя Тема Развитие речи 2 неделя Познавательное развитие 3 неделя Развитие речи 1.Расширение словарного запаса: занятие с набором карточек или муляжей на тему «Муз.инструменты». 2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких предметов, начинающихся на звук «И, Н». 3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической рамкой – вкладышем «круг». Цель: обогащать словарь детей (учить различать и называть живые существа и предметы окружающего мира, подбирать обобщающие слова); развивать фонематический слух (отрабатывать правильное произношение звуков, дифференцировать звук по месту расположения в слове); развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию. «Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори – группах. » стр.34-36. 1.Занятия с числовыми красно- синими штангами, счет от 5 до 10. 2.Занятия с шершавыми цифрами 7, 8, 9. 3.Соотнесение количества и соответствующих цифр от 1 до 9, используя материал веретена. Цель: обучение счету от 1 до 10; освоение изображения и написания цифровых знаков, развитие мелкой моторики, зрительной и тактильной памяти; сопоставление количества и цифры, его обозначающей; знакомство со значением нуля; различение геометрических фигур круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и их свойств. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Математика. Стр. 269-273. 1.Расширение словарного запаса: занятие с набором карточек или муляжей на тему «Рабочие инструменты». 2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких предметов, начинающихся на звук «О, Т». 3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической рамкой – вкладышем «круг». 4 неделя Исследовательская деятельность Цель: обогащать словарь детей (учить различать и называть живые существа и предметы окружающего мира, подбирать обобщающие слова); развивать фонематический слух (отрабатывать правильное произношение звуков, дифференцировать звук по месту расположения в слове); развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию. «Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори – группах. » стр.34-36. «Сортировка предметов» Программное содержание: занятие с набором мелких предметов, которые ребенок сортирует в определенные группы. Цель: развивать умение сравнивать, анализировать сортировать предметы, выстраивать связи со своими визуальными представлениями. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 134-135. АПРЕЛЬ Неделя 1 неделя Тема Развитие речи 2 неделя Познавательное развитие 1.Расширение словарного запаса: занятие с набором карточек или муляжей на тему «Рыбы». 2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких предметов, начинающихся на звук «У, Ф». 3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической рамкой – вкладышем «овал». Цель: обогащать словарь детей (учить различать и называть живые существа и предметы окружающего мира, подбирать обобщающие слова); развивать фонематический слух (отрабатывать правильное произношение звуков, дифференцировать звук по месту расположения в слове); развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию. «Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори – группах. » стр.36-38. 1.Занятия с числовыми красно- синими штангами, счет от 1 до 10. 2.Занятия с шершавыми цифрами 7, 8, 9. 3.Соотнесение количества и соответствующих цифр от 1 до 9, используя материал веретена. Цель: обучение счету от 1 до 10; освоение изображения и написания цифровых знаков, развитие мелкой моторики, зрительной и тактильной памяти; сопоставление количества и цифры, его обозначающей; знакомство со значением нуля; различение геометрических фигур круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и их свойств. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Математика. Стр. 273-277. 3 неделя Развитие речи 4 неделя Сенсорное воспитание 1.Расширение словарного запаса: занятие с набором карточек или муляжей на тему «Насекомые». 2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких предметов, начинающихся на звук «Д, Х». 3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической рамкой – вкладышем «овал». Цель: обогащать словарь детей (учить различать и называть живые существа и предметы окружающего мира, подбирать обобщающие слова); развивать фонематический слух (отрабатывать правильное произношение звуков, дифференцировать звук по месту расположения в слове); развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию. «Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори – группах. » стр.36-38. «Сортировка предметов» Программное содержание: занятие с набором мелких предметов, которые ребенок сортирует в определенные группы. Цель: развивать умение сравнивать, анализировать сортировать предметы, выстраивать связи со своими визуальными представлениями. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 134-135. МАЙ Неделя 1 неделя Тема Развитие речи 2 неделя Упражнения практической жизни 1.Расширение словарного запаса: занятие с набором карточек или муляжей на тему «Цветы». 2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких предметов, начинающихся на звук «Ч, Щ». 3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической рамкой – вкладышем «четырехлистник». Цель: обогащать словарь детей (учить различать и называть живые существа и предметы окружающего мира, подбирать обобщающие слова); развивать фонематический слух (отрабатывать правильное произношение звуков, дифференцировать звук по месту расположения в слове); развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию. «Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори – группах. » стр.38-41 «Особая форма движения» Программное содержание: установить тишину в комнате, научится её сохранять, стараться быть неподвижным непродолжительное время. Цель: воспитывать осознанное восприятие тишины, развивать самообладание, концентрацию внимания, терпение, умение раслаблятся. 3 неделя Развитие речи 4 неделя Диагностика 1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 29-31. 2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 74-78. 1.Расширение словарного запаса: занятие с набором карточек или муляжей на тему «Деревья». 2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких предметов, начинающихся на звук «С, Я». 3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической рамкой – вкладышем «четырехлистник». Цель: обогащать словарь детей (учить различать и называть живые существа и предметы окружающего мира, подбирать обобщающие слова); развивать фонематический слух (отрабатывать правильное произношение звуков, дифференцировать звук по месту расположения в слове); развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию. «Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори – группах. » стр. 38-41 Список используемой литературы: 2. Система М. Монтессори. Теория и практика. М. Г. Сорокова. – Москва, «Академия»,2005 г. 3. Образовательная программа для групп3-6 лет по методу Монтессори. - Снежинск, 2002 г. 4. Основные упражнения практической жизни, Пермякова Л.В., Смирнова Н. Н. – Снежинск, 2004 г. 5. Развитие речи, обучение письму в дошкольных Монтессори-группах, Снежинск, 2002 г. 6. Работа в лаборатории для дошкольныхМонтессори-групп. Часть 1, Часть 2, Часть 3.– Снежинск, 2004г. 7. Практическая Монтессори- педагогика, Е. Хилтунен, Москва 2005 г.