Паспорт программы
Направленность
Тип программы
Уровень освоения
Срок реализации программы
Возраст детей, на которых рассчитана программа
Программа разработана
Утверждена на педагогическом совете
коммуникативная
модифицированная
общеразвивающий
1 год
3-4 лет
в 2023 году
28.08.2023 год
Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая
программа «Азбука общения»
имеет
коммуникативную направленность.
Актуальность
В соответствии с Законом "Об образовании" речевое развитие детей является одним
из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Оно рассматривается как
развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и
звукового, словаря, осознание состава слов, развитие умений и навыков связной речи.
Развитие речи детей – одна из главнейших задач. В данной программе основное
место отводится активизации словаря детей.
Педагогическая целесообразность
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему
развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой
речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие
словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
При реализации программы необходимо исходить из следующего: главная ценность,
которую приобретает ребенок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем
больше у ребенка навыков, чем больше у него полезных привычек, тем легче ему будут
даваться знания.
Целеполагание
Целью программы является развитие и совершенствование речи дошкольников через
познавательную деятельность.
Задачи программы
Обогащение словаря детей
Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли.
Развитие артикуляции и фонематического слуха.
Организация деятельности
1 раз в неделю по 15 минут, всего – 8 часов (34 недели, по 15 минут).
Срок реализации программ. Возраст обучающихся.
Программа рассчитана на один год обучения для детей второй младшей группы 3-4
лет.
Особенности программы
1.
Программа разработана на основе методических рекомендаций
Система М. Монтессори. Теория и практика. М. Г. Сорокова. – Москва,
«Академия»,2005 г.
Данная программа дополняет материал, который дети осваивают во время
образовательной деятельности. При составлении комплексно – тематического плана работы
учитывается то, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов по
характеру и объему отличной друг от друга, учитываются индивидуальные особенности
детей.
Основная задача педагога - формировать у детей умение рассуждать, четко выражая
свои мысли. Педагог на основе изучения личностных особенностей каждого ребенка,
находит индивидуальный подход, позволяющий благоприятно формировать всесторонне
развитую личность.
Форма обучения
Предполагается коллективно – групповая форма обучения, так как содержание
базовых тем предусматривает освоение элементарных знаний, умений и навыков,
воспроизведение и прочное закрепление и дифференцированная форма обучения, так
как обучение ведётся как со всем коллективом, так и индивидуально.
Ожидаемый результат
самостоятельно согласовывать и образовывать слова.
быстро находить, подбирать наиболее точное слово.
внимательно слушать педагога, действовать по предложенному плану,
самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу.
Методическое сопровождение программы
Основополагающими принципами программы являются:
1. Принцип гуманизации.
2. Принцип сознательности.
3. Принцип доступности.
4. Принцип наглядности.
5. Принцип комплексности, системности и последовательности.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса:
Методы
наглядный
словесный
практический
проблемный
оценочный
создание воспитывающих ситуаций
эмоциональное воздействие
Приемы
анализ и установление причинноследственных связей
проблемные вопросы и ситуации
образец рассказа
художественное
слово
(стихи,
загадки, пословицы, поговорки)
беседа по прочитанному
пальчиковая гимнастика
самостоятельное моделирование
коллективная работа детей
физминутки
сюрпризный момент
анализ работы
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СЕНТЯБРЬ
Неделя
1 неделя,2
неделя
3 неделя
Тема
Адаптация в саду.
4 неделя
Упражнения
практической
жизни
Неделя
1 неделя
Тема
Развитие речи
Развитие речи.
1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Овощи».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «М».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по месту
расположения в слове); развивать мелкую моторику,
сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.26-27.
«Вводные или подготовительные упражнения»
Программное содержание: научить детей переносить
различные предметы тихо и аккуратно (стул, поднос с
материалом и т.д.), перекладывать ложкой крупу,
пересыпать и переливать из одного кувшина в другой
воду и сыпучие продукты.
Цель: развивать внимание, координацию движений,
мелкую моторику, самостоятельность.
1) «Основные упражнения практической жизни».
Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. 1- 5, 15- 24.
2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Стр.19- 22,
26-30.
ОКТЯБРЬ
2 неделя
1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Ягоды».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «З».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по
месту расположения в слове); развивать мелкую
моторику, сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.28-29.
Сенсорное воспитание «Размер 1»
Программное содержание: визуальное различение
величины в одном или двух измерениях при
неизменной форме, занятие с блоками цилиндров,
введение понятий размеров (толстый- тонкий,
большой- маленький и т.д.), в том числе в
сравнительной степени.
Цель: визуальное различение величины в одном или
двух измерениях при неизменной форме, научить
сравнивать предметы по величине, выстраивать
сериационный ряд, развивать мелкую моторику.
3 неделя
Упражнения
практической жизни
4 неделя
Исследовательская
деятельность
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Стр. 86- 89.
«Вводные или подготовительные упражнения»
Программное содержание: научить детей переносить
различные предметы тихо и аккуратно (стул, поднос с
материалом и т.д.), перекладывать ложкой крупу,
пересыпать и переливать из одного кувшина в другой
воду и сыпучие продукты.
Цель: развивать внимание, координацию движений,
мелкую моторику, самостоятельность.
1) «Основные упражнения практической жизни».
Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. 1- 5, 15- 24.
2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е.
Хилтунен. Стр.19- 22,
26-30.
«Плавает или тонет»
Цель: поощрять ребенка исследовать, определить
какие предметы плавают, а какие тонут, обучать
простой классификации, уметь делать выводы по
наблюдениям.
«Работа в лаборатории для дошкольных Монтессоригрупп. Часть 1. Вода» стр. 5- 8.
НОЯБРЯ
Неделя
1 неделя
Тема
Развитие речи
2 неделя
Познавательное
развитие
1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Фрукты».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «П».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по
месту расположения в слове); развивать мелкую
моторику, сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.26-27.
1.Занятия с числовыми красно- синими штангами,
счет от 1 до 5.
3 неделя
4 неделя
2.Занятия с шершавыми цифрами 1, 2, 3.
3.Соотнесение количества и соответствующих цифр
от 1 до 3, используя числовые красно – синие штанги.
Цель: обучение счету от 1 до 10; освоение
изображения и написания цифровых знаков, развитие
мелкой моторики, зрительной и тактильной памяти;
сопоставление количества и цифры, его
обозначающей; знакомство со значением нуля;
различение геометрических фигур круга, квадрата,
треугольника, прямоугольника и их свойств.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Математика. Стр. 245-249.
Сенсорное воспитание «Размер 2»
Программное содержание: визуальное различение
величины в одном или двух измерениях при
неизменной форме, занятия с розовой башней,
введение понятий размеров (толстый- тонкий,
большой- маленький и т.д.), в том числе в
сравнительной степени.
Цель: визуальное различение величины в одном или
двух измерениях при неизменной форме, научить
сравнивать предметы по величине, выстраивать
сериационный ряд, развивать мелкую моторику.
Исследовательская
деятельность
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Стр. 92- 94.
«Какая она вода» (цвет, запах ,форма)
Цель:выяснить что вода не имеет запаха, не имеет
собственной формы, а принимает форму сосуда, в
которую её наливают.
«Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори групп. Часть 1. Вода» стр. 9-14.
ДЕКАБРЬ
Неделя
1 неделя
Тема
Развитие речи
2 неделя
Познавательное
развитие
1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Дикие животные».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «А».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по
месту расположения в слове); развивать мелкую
моторику, сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.30-31..
1.Занятия с числовыми красно- синими штангами, счет
от 1 до 5.
2.Занятия с шершавыми цифрами 3, 4,5.
3 неделя
4 неделя
Упражнения
практической жизни
Сенсорное
воспитание
Цель: обучение счету от 1 до 10; освоение изображения
и написания цифровых знаков, развитие мелкой
моторики, зрительной и тактильной памяти;
сопоставление количества и цифры, его обозначающей;
знакомство со значением нуля; различение
геометрических фигур круга, квадрата, треугольника,
прямоугольника и их свойств.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Математика. Стр. 257-261.
Забота о самом себе»
Программное содержание: занятие детей с рамками –
застежками следующих видов: банты, шнуровки,
булавки.
Цель: развивать мелкую моторику, концентрацию
внимания, самостоятельность, координацию движений,
последовательность действий.
«Основные упражнения практической жизни».
Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 47-63.
«Слух»
Программное содержание: занятие с шумовыми
цилиндрами, научить находить пары одинаково
шумящих цилиндров, ввести понятие громко-тихо,
сравнивать звучание.
Цель: развивать и утончать слух, подготавливать к
восприятию музыки, пробуждать акустическое
внимание.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Стр. 123-124.
ЯНВАРЬ
Неделя
3 неделя
Тема
Сенсорное
воспитание
«Тепловое восприятие»
Программное содержание: занятие с табличками из
различных материалов (дерево, железо, стекло, камень)
на их узнавание, составление на ощупь пар табличек
одинаковых по теплоте материала из которого они
сделаны.
Цель: развивать тепловые ощущения от различных
материалов, знакомить их с свойствами и применением в
окружающей среде.
4 неделя
Развитие речи
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Стр. 118.
1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Одежда».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «Ж».
3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической
рамкой – вкладышем «трапеция».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по месту
расположения в слове); развивать мелкую моторику,
сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.31-32.
ФЕВРАЛЬ
Неделя
1 неделя
Тема
Развитие речи
2 неделя
Познавательное
развитие
3 неделя
Сенсорное
воспитание
1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Посуда».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «В, Г».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по
месту расположения в слове); развивать мелкую
моторику, сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.33-34.
1.Занятия с числовыми красно- синими штангами, счет
от 5 до 10.
2.Занятия с шершавыми цифрами 5, 6, 7.
3.Соотнесение количества и соответствующих цифр от
1 до 7, используя материал чипсы и карточки с
цифрами.
Цель: обучение счету от 1 до 10; освоение изображения
и написания цифровых знаков, развитие мелкой
моторики, зрительной и тактильной памяти;
сопоставление количества и цифры, его обозначающей;
знакомство со значением нуля; различение
геометрических фигур круга, квадрата, треугольника,
прямоугольника и их свойств.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Математика. Стр. 265-269.
«Геометрические тела»
Программное содержание: знакомство с
геометрическими телами, их свойствами, введение
понятий шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма.
Цель: развитие стереогностического восприятия,
подготовка к изучению математики, концентрация
внимания, развития мускульного чувства.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
4 неделя
Упражнения
практической жизни
Стр. 130-132.
«Забота об окружающей среде»
Программное содержание: научить детей протирать
пыль, сметать со стола мусор, мыть стол.
Цель: развивать самостоятельность, умение заботится
об окружающей среде, познакомить с предметами
существующими в помощь людям, воспитывать
аккуратность, эстетическое восприятие.
1) «Основные упражнения практической жизни».
Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 77-79.
2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е.
Хилтунен. Стр. 37-38, 65-66.
МАРТ
Неделя
1 неделя
Тема
Развитие речи
2 неделя
Познавательное
развитие
3 неделя
Развитие речи
1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Муз.инструменты».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «И, Н».
3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической
рамкой – вкладышем «круг».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по
месту расположения в слове); развивать мелкую
моторику, сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.34-36.
1.Занятия с числовыми красно- синими штангами,
счет от 5 до 10.
2.Занятия с шершавыми цифрами 7, 8, 9.
3.Соотнесение количества и соответствующих цифр
от 1 до 9, используя материал веретена.
Цель: обучение счету от 1 до 10; освоение
изображения и написания цифровых знаков, развитие
мелкой моторики, зрительной и тактильной памяти;
сопоставление количества и цифры, его
обозначающей; знакомство со значением нуля;
различение геометрических фигур круга, квадрата,
треугольника, прямоугольника и их свойств.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Математика. Стр. 269-273.
1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Рабочие
инструменты».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «О, Т».
3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической
рамкой – вкладышем «круг».
4 неделя
Исследовательская
деятельность
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по
месту расположения в слове); развивать мелкую
моторику, сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.34-36.
«Сортировка предметов»
Программное содержание: занятие с набором мелких
предметов, которые ребенок сортирует в
определенные группы.
Цель: развивать умение сравнивать, анализировать
сортировать предметы, выстраивать связи со своими
визуальными представлениями.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Стр. 134-135.
АПРЕЛЬ
Неделя
1 неделя
Тема
Развитие речи
2 неделя
Познавательное
развитие
1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Рыбы».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «У, Ф».
3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической
рамкой – вкладышем «овал».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по
месту расположения в слове); развивать мелкую
моторику, сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.36-38.
1.Занятия с числовыми красно- синими штангами, счет
от 1 до 10.
2.Занятия с шершавыми цифрами 7, 8, 9.
3.Соотнесение количества и соответствующих цифр от
1 до 9, используя материал веретена.
Цель: обучение счету от 1 до 10; освоение изображения
и написания цифровых знаков, развитие мелкой
моторики, зрительной и тактильной памяти;
сопоставление количества и цифры, его обозначающей;
знакомство со значением нуля; различение
геометрических фигур круга, квадрата, треугольника,
прямоугольника и их свойств.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Математика. Стр. 273-277.
3 неделя
Развитие речи
4 неделя
Сенсорное
воспитание
1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Насекомые».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «Д, Х».
3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической
рамкой – вкладышем «овал».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по
месту расположения в слове); развивать мелкую
моторику, сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.36-38.
«Сортировка предметов»
Программное содержание: занятие с набором мелких
предметов, которые ребенок сортирует в определенные
группы.
Цель: развивать умение сравнивать, анализировать
сортировать предметы, выстраивать связи со своими
визуальными представлениями.
«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Стр. 134-135.
МАЙ
Неделя
1 неделя
Тема
Развитие речи
2 неделя
Упражнения
практической
жизни
1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Цветы».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «Ч, Щ».
3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической
рамкой – вкладышем «четырехлистник».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по месту
расположения в слове); развивать мелкую моторику,
сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр.38-41
«Особая форма движения»
Программное содержание: установить тишину в
комнате, научится её сохранять, стараться быть
неподвижным непродолжительное время.
Цель: воспитывать осознанное восприятие тишины,
развивать самообладание, концентрацию внимания,
терпение, умение раслаблятся.
3 неделя
Развитие речи
4 неделя
Диагностика
1) «Основные упражнения практической жизни».
Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 29-31.
2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен.
Стр. 74-78.
1.Расширение словарного запаса: занятие с набором
карточек или муляжей на тему «Деревья».
2.Звуковые игры с коробочкой, с набором мелких
предметов, начинающихся на звук «С, Я».
3.Подготовка руки к письму: занятие с металлической
рамкой – вкладышем «четырехлистник».
Цель: обогащать словарь детей (учить различать и
называть живые существа и предметы окружающего
мира, подбирать обобщающие слова); развивать
фонематический слух (отрабатывать правильное
произношение звуков, дифференцировать звук по месту
расположения в слове); развивать мелкую моторику,
сенсомоторную координацию.
«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори –
группах. » стр. 38-41
Список используемой литературы:
2. Система М. Монтессори. Теория и практика. М. Г. Сорокова. – Москва,
«Академия»,2005 г.
3. Образовательная программа для групп3-6 лет по методу Монтессори. - Снежинск,
2002 г.
4. Основные упражнения практической жизни, Пермякова Л.В., Смирнова Н. Н. –
Снежинск, 2004 г.
5. Развитие речи, обучение письму в дошкольных Монтессори-группах, Снежинск,
2002 г.
6. Работа в лаборатории для дошкольныхМонтессори-групп. Часть 1, Часть 2, Часть 3.–
Снежинск, 2004г.
7. Практическая Монтессори- педагогика, Е. Хилтунен, Москва 2005 г.